Главные и второстепенные герои «Ревизора»: таблица со списком персонажей, краткая характеристика
«Ревизор» — это не просто комедия, а «зеркало» российской действительности XIX века. Все действующие лица произведения воплощают определенные пороки или моральные черты. Рассмотрим их краткую характеристику в таблице. Этот анализ позволит наглядно увидеть особенности каждого персонажа: образы и значимость в повествовании.
Характеристика главных героев
В пьесе нет положительных персонажей — душевная чистота и честность им чужды — безусловно, это отрицательные качества. Но и откровенными злодеями их не назовешь, потому что они совершают поступки не только из-за корысти, но часто просто в силу своей глупости. Это объединяет их, но, что еще печальнее, напрямую сказывается на жизни простых обывателей уездного города N.
Главные герои «Ревизора» Н. В. Гоголя отражают сложность человеческой натуры, а также воплощают порочность и деградацию общества того времени.
Имя и фамилия персонажа / должность, роль в пьесе | Краткое описание героя, характеристика |
Иван Александрович Хлестаков, молодой дворянин, мелкий чиновник, которого принимают за ревизора. | Модник и плут из Петербурга. Лживый, безалаберный и пустой человек, который случайно оказался в центре нелепой истории. Легко подстраивается под ситуацию. Опасается разоблачения, но при этом не боится лгать, чтобы произвести впечатление. Предпочитает продвижению по службе простые удовольствия. Лишен моральных принципов и не думает о последствиях своих действий.
|
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, глава уездного города N. | Чиновник, озабоченный собственным благополучием и карьерой. Боится ревизора и готов на все, чтобы ему угодить. Глубоко запустил руку в городскую казну, злоупотребляет своей властью и не боится нарушать закон. Дает обещания направо и налево, не торопится их выполнять. К своей семье проявляет нетерпимость, особенно к дочери, которую хочет выдать замуж, не учитывая ее желаний.
|
Осип, старый слуга Хлестакова | Пожилой мужчина, хитрец и проныра, который хорошо понимает характер своего хозяина и не особо от него отличается, но более опытен. За глаза корит барина за легкомысленность и безответственность. Даже будучи слугой, довольно харизматичен. Он единственный, кто знает про обман Хлестакова, подыгрывает, но в то же время критикует его.
|
Анна Андреевна, жена городничего | Привлекательная, моложавая, но недалекая женщина с мечтами о роскошной великосветской жизни. Неравнодушна к карточным играм и любовным романам. Чрезмерно увлечена внешним лоском. Быстро очаровывается Хлестаковым, а из-за своей тщеславности и самолюбия даже в родной дочери видит соперницу в делах любовных.
|
Марья Антоновна, дочь городничего, в возрасте 18 лет | Девушка привлекательна, но не отличается особым умом: для нее наряды важнее. Полностью зависит от мнения родителей. Доверчива, легко обманывается личностью Хлестакова и остается в итоге ни с чем.
Вместе с тем, автор показывает, что Марья Антоновна не так уж безнадежна. Когда Хлестаков хвастается своими литературными талантами, а потом и вовсе соглашается с Анной Андреевной, которая из-за невежества и лести приписывает ему авторство романа «Юрий Милославский», дочь городничего возражает:
Через короткий эпизод Гоголь выражает надежду, что молодое поколение все же еще не потеряно. |
Второстепенные персонажи «Ревизора»
Несмотря на то что это неосновные действующие лица, они не менее важны для сюжета. Без них портрет общества того времени был бы неполным: каждый вносит свою лепту в абсурдность ситуации и по задумке автора воплощает ту или иную проблему.
Имя и фамилия персонажа / должность, роль в пьесе | Краткое описание героя, характеристика |
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, уездный судья, коллежский асессор | Некомпетентный чиновник, который не интересуется делами и служит «тяп-ляп» вот уже 15 лет. Не боится понести ответственность, не уважает закон. Невежественный, с завышенным самомнением. Заядлый охотник, в том числе и до взяток. Но берет не деньгами, а щенками.
|
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений, надворный советник | Дворянин, отличающийся жадностью и безразличием к нуждам простых людей. Бессердечие и эгоизм персонажа резко контрастирует с его обязанностями по обеспечению больниц: пациенты мрут как мухи. Карьерист, подхалим, без труда выставляет себя в лучшем свете. Клевещет на своих коллег и друзей.
|
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер | Его главное занятие — чтение чужих писем, которым он занимается с огромным удовольствием, собирая сплетни и раскрывая тайны городских чиновников. Шпекин отличается от остальных персонажей своей способностью маневрировать и не бояться власти. Именно благодаря ему все узнали, что Хлестаков — не настоящий ревизор, а самозванец.
|
В описании характеров и костюмов «Замечания для господ актеров» Гоголь говорит, что прочие роли не требуют особых изъяснений. Оригиналы их всегда почти находятся пред глазами.
Автор говорит о них, как о людях заурядных. Но в то же время показывает, насколько сильно такие личности могут влиять на морально-нравственный облик всего общества, где трусость, малодушие, корысть, глупость и непонимание даже собственной профессии становятся нормой.
Имя и фамилия персонажа / должность, роль в пьесе | Краткое описание героя |
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ, титулярный советник | Не отличается умом и честностью. Боится всего и вся. Робкий. Переживает за свою должность. Стремится быть незаметным даже на работе, поэтому в училище нет никакого порядка. |
Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь, иностранец | Некомпетентный врач, который не хочет и не умеет лечить пациентов. Выписывает бесполезные лекарства и делает вид, будто знает свою профессию. Ни слова не говорит по-русски на протяжении всей пьесы. |
Степан Ильич Уховертов, частный пристав | Начальник полиции, не пользующийся авторитетом даже у собственных подчиненных. Те пьют и постоянно бесчинствуют в городе, нарушая закон. Никак не влияет на ситуацию, становясь немым ее свидетелем, что делает его трагикомичным персонажем. |
Бобчинский и Добчинский, мелкие городские помещики средних лет, очень похожи | Смешные и глупые, любят лезть в чужие дела, горазды на выдумки. Строят из себя важных людей, но в действительности никому не интересны. |
Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша, мещанка, жертва произвола | Необразованная и глупая женщина: символ бессилия простого человека перед властью, отражение проблемы несправедливости в обществе. В сцене с мнимым ревизором жалуется на городничего, который за взятку освободил сына купца от службы, забрав вместо него ее мужа. |
Держиморда, Свистунов, Пуговицын — полицейские, подчинённые Уховертова | Грубые и жестокие, не боятся закона и первыми же в городе его нарушают. |
Унтер-офицерская вдова Иванова, женщина, которую прилюдно высекли | Жалуется Хлестакову на полицейских из-за их грубой ошибки, приведшей к ее унижению и физическому наказанию. |
Люлюков, Растаковский, Коробкин — чиновники в отставке, почетные люди в городе | Уже не занимают должностей, но сохраняют влияние и авторитет. Представляют собой «старую гвардию», которая не в силах изменить ситуацию, но все еще остается в центре внимания, неплохой источник сплетен. |
Мишка, слуга городничего, крепостной | На побегушках у главы уезда. |
Абдулин, купец (вместе с ним в пьесе есть и другие торговцы с жалобой на городничего) | Судя по всему, нередко страдает от Сквозник-Дмухановского, привыкшего брать его товары даром. |
Слуга трактирный | Эпизодический персонаж, который помогает раскрыть характер Хлестакова через диалог, когда лжеревизор требует обед в трактире. |
Тряпичкин — приятель Хлестакова, столичный литератор, внесценический персонаж | Несмотря на крохотную косвенную роль, его можно отнести к ключевым фигурам в этой истории. Именно благодаря письму к Тряпичкинку, где Хлестаков подает ему идею статьи о чиновничьей глупости, герои в финале узнают правду. |
Андрей Иванович Чмыхов — кум городничего, внесценический персонаж, который сообщает о приезде ревизора инкогнито | Присылает письмо о тайном ревизоре, инспектирующим всю губернию. Причем путешествует государственное лицо не в служебной униформе, а в гражданском. |
Этот краткий разбор образов персонажей поможет вам лучше понять характеры и взаимоотношения героев. А также сатирическую суть произведения Николая Васильевича Гоголя, раскрывающую недостатки чиновничьей системы, общества в целом и человеческой натуры.