«Ревизор» — выдающееся произведение драматурга и прозаика Николая Васильевича Гоголя. Автор по праву считается одним из самых известных классиков. Комедия занимает значимое место в русской литературе благодаря глубокой сатире на российскую бюрократию и общественные пороки того времени. Главный герой пьесы — центральная фигура, вокруг которой разворачивается сюжет.
Через образ Хлестакова Гоголь умело воплощает общечеловеческие пороки, такие как ложь, тщеславие и корысть. Погружаясь в мир «Ревизора», мы видим, как простой петербургский житель становится ключевой фигурой в этой сатирической фантасмагории, когда его случайно принимают за тайного ревизора провинциального города N. В статье мы подробно рассмотрим общий портрет Хлестакова, сделаем глубокий анализ его биографии, характера, нравственных качеств и отношения автора к своему персонажу.
Как появляется Хлестаков в пьесе
Композиция всей комедии достаточно проста, но стала сакраментальной: герой появляется как лицо, случайно попавшее в маленький уездный город N. Иван Александрович — молодой чиновник из столичного Петербурга, который едет вместе со слугой Осипом в Саратовскую губернию к своему отцу. Как становится известно, мужчина проживает в таверне и находится в крайне сложном финансовом положении. Хлестаков — азартный игрок, который спустил в карты все свои средства. Теперь жизнь преподносит ему урок — он весь в долгах.
Его безалаберное поведение и неспособность удержать в руках деньги создают основу для комических ситуаций. Он — незадачливый молодой человек, привыкший к городской суете и развлечениям. Дерзкие и высокомерные манеры приводят к тому, что петербуржец быстро оказывается в центре внимания чиновников уездного города: его принимают за грозного ревизора.
Внешний образ героя
Гоголь не идеализирует внешность мужчины — вполне типичную для человека его возраста. При этом Хлестаков обладает чертами, подчеркивающими внутреннюю пустоту и легкомыслие. В самом начале пьесы, где автор дает замечания для актеров, которые будут исполнять роли, Гоголь говорит о нем как о глупом человеке. Называет Хлестакова пустейшим. Но, вместе с тем парень вполне привлекателен, хотя и слегка отталкивает своим взглядом, о чем говорит Добчинский:
«… глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят».
У него невероятно важный и роскошный внешний вид, хотя и слегка потрепанный: костюм, пускай и не бедный, имеет следы небрежности и легкого запустения. Это подчеркивает его беспечное отношение к своей жизни и склонность тратить деньги на внешний лоск. Образ Хлестакова не вызывает доверия, но одновременно делает его привлекательным для дам, которые видят в нем что-то романтическое и утонченное. Легкая манера держаться и отсутствие какой-либо серьёзности лишь усиливают впечатление.
Характеристика Хлестакова
Настоящий пустомеля, не имеющий талантов, умственных способностей и нравственных качеств. Мечтает о лучшей жизни, о богатстве и славе, ничего из себя не представляя. Молодой повеса — всего лишь коллежский регистратор (госслужащий самого низкого чина), которому претит даже несложная работа. Его единственный «талант» — вранье.
Персонаж умеет производить впечатление, но за словами нет никакой реальной силы или знаний. Мастер «чесать языком» и искусный обманщик, который очаровывает дам красноречием и выдуманными историями о якобы выдающейся жизни.
Своим поведением молодой повеса претендует на светскую образованность. А на деле — олицетворяет собой задатки воспитания дворянского класса, продиктованные крепостническим обществом. Особенно ярко это проявляется в диалогах со слугами: с явным превосходством и презрением Иван Александрович держится с теми, кто расположен низко на социальной лестнице.
При первой встрече с чиновниками неясно, кто кого больше боится. Но пройдоха быстро ориентируется в ситуации, и производит впечатление на высокопоставленных лиц, пользуясь их глупостью и страхом перед ревизором.
Он ловко манипулирует их малодушием и ожиданиями, хотя его речь намекает на интеллектуальное убожество. Комичность и в то же время трагичность ситуации в том, что Хлестаков умудряется превратить чиновников в своих друзей, готовых предоставить ему любую услугу за мнимую благосклонность.
Нравственные качества персонажа
Прожигатель жизни не отличается высокими морально-этическими принципами. Его поведение и поступки говорят о крайнем эгоизме и равнодушии к окружающим. Во всем преследует только выгоду, не задумываясь о последствиях своих действий.
Характер Хлестакова полон отрицательных черт:
- недалекость;
- беспечность;
- жадность;
- высокомерность;
- трусливость.
Когда герой впервые сталкивается с городничим, он полагает, что его собираются арестовать за неуплату долга. Однако неожиданно для него, ситуация меняется: чиновник одалживает ему денег и тот съезжает из гостиницы со своим слугой Осипом на новую квартиру, полагая, что все это происходит из-за доброты и гостеприимства городничего.
Вскоре остальные высшие чиновники и купцы уезда также приносят ему деньги. Персонаж, чувствуя себя более уверенно, нагло берет взаймы. Постепенно мужчина догадывается, что его приняли за важную персону, но продолжает играть эту роль, извлекая из ситуации максимум пользы.
Яркий пример — сцена, когда чиновники дают ему взятки, надеясь купить расположение и избежать наказания. Иван Александрович охотно принимает деньги и подарки, даже не пытаясь скрыть свою корысть. Его действия мотивированы исключительно желанием улучшить материальное положение и наслаждаться комфортом за счет других. Это явление получило термин «хлестаковщина» — то есть легкомысленность, хвастовство, основанное на лжи, с целью достичь таким способом высот.
Несмотря на свои многочисленные недостатки, Хлестаков не добился бы успеха, не обладай он положительными качествами, такими как:
- воспитанность;
- обаяние;
- харизма;
- красноречие;
- легкое отношение к жизненным трудностям.
Позднее Иван Александрович пишет письмо другу Тряпичкину и нелицеприятно изображает чиновников. Рассказывает о романе с женой и дочерью городничего. В письме проявляется его глупая, хвастливая натура, полная пороков. Лжец наслаждается ролью, которой в реальной жизни может только завидовать.
Он понимает, что его скоро разоблачат, но, несмотря на это, затевает сватовство к симпатичной молоденькой дочери городничего Марье Антоновне. И так увлекается, что забывает об осторожности, едва не раскрывая себя. Лишь благодаря сообразительному слуге псевдоревизор вовремя покидает город, пока не наступила трагическая развязка.
Цитатная характеристика персонажа
Для полного понимания образа приведем ключевые цитаты из пьесы, которые многозначительно указывают на героя.
«Молодой человек, лет двадцати трех, худенький, тоненький; несколько приглуповат и, как говорится, без царя в голове».
Эта фраза подчеркивает его внешнюю легкость и внутреннюю пустоту, которую он стремится заполнить мнимой значимостью. Яркое подтверждение: Хлестаков, оставшись один, начинает размышлять вслух о том, как ему повезло попасть в такой городок, где даже все чиновники принимают его за кого-то важного.
Но настолько ли он авторитетный на самом деле? Судя по словам самого Хлестакова — еще как, ведь хвастается:
«Я недавно обедал с самим министром, и он мне рассказал много интересного о том, как обстоят дела в столице».
Не каждый сможет так врать на ходу. Да и, очевидно, что наглости ему не занимать.
Отсюда — симпатия к своей персоне и всяческим наслаждениям, развлечениям и порокам:
«Я — признаюсь, это моя слабость, — люблю хорошую кухню», — говорит Хлестаков Артемию Филипповичу Землянике, когда вспоминает, что тот угостил его вкусным завтраком.
А смотрителю училищ Луке Лукичу признается:
«Вы, как я вижу, не охотник до сигарок. А я признаюсь: это моя слабость. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие вам больше нравятся — брюнетки или блондинки?».
Беззаботная, легкая жизнь приходится ему по душе. А раболепное отношение к нему со стороны чиновников доставляет удовольствие:
«Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек. По крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей».
Хотя Иван молод, с помощью вранья ему удается произвести впечатление барина. Добчинский говорит о нем в беседе с Анной Андреевной:
«Нет, не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки-с».
Не случайное сравнение: произведенный героем эффект позволил ему легко ввести в заблуждение даже государственных служащих. Важные, умудренные опытом чиновники, один за другим, протягивают Хлестакову деньги, и тот, не смущаясь, прячет их в карман, продолжая изливать на них потоки пустых обещаний и благодарностей. Этот эпизод подчеркивает полное отсутствие духовных качеств, показывая помещичьего горе-сынка как человека, готового идти на все ради собственного удобства.
Отношение автора к герою
Писатель демонстрирует к персонажу однозначную неприязнь: Гоголь явно не в восторге от этой личности. Тот воплощает собой черты, которые автор считает порочными и недостойными. Легкомыслие, эгоизм и склонность к обману вызывают у Гоголя отвращение. В образе Хлестакова писатель видит отражение пороков общества: легкомыслие и жадность. Даже его имя — «говорящее».
Автор показывает удачливого лжеца как человека, который не заслуживает уважения и сочувствия, а лишь осмеяния и порицания. Через образ мнимого ревизора Гоголь выражает свою критику в адрес тех, кто живет обманом и корыстью.
Почему Хлестаков – главный герой в пьесе
Пронырливый чинуша — центральная фигура произведения не только потому, что вокруг него разворачиваются события. Его образ общечеловеческий: в нем собраны недостатки общества того времени. Легкость, с которой он вводит всех в заблуждение, подчеркивает абсурдность и нелепость ситуации, где герои истории — ее заложники. А любимый прием писателя — «говорящая» фамилия — лишь усиливает впечатление.
Хлестаков — это зеркало, в которое Гоголь заставляет смотреть зрителей, показывая недостатки. Через его образ драматург раскрывает ключевые темы пьесы: коррупцию, взяточничество и моральное разложение. Емкая характеристика Хлестакова из гоголевского «Ревизора» превращает его в ключевую фигуру, вокруг которой строится комическая и сатирическая структура пьесы.
Заключение
Иван Александрович Хлестаков — яркий и запоминающийся герой комедии «Ревизор». В этом образе Гоголь воплощает основные пороки человеческой натуры: легкомыслие, эгоизм, лживость и корысть. Хлестаков — центральная фигура произведения, вокруг которой строится весь сюжет. Биография, внешний вид и манера поведения делают мужчину олицетворением того, что Гоголь считал недостойным в обществе. Сквозь призму образа автор высмеивает недостатки чиновников и человеческие слабости, что делает пьесу одной из самых актуальных и остроумных комедий своего времени.