Знаменитая пьеса Гоголя — это не только сатирическая комедия, обличающая пороки российской действительности XIX века, но и удивительная галерея персонажей. Каждый из них обладает ярким характером и играет важную роль в сюжете. Слесарша Пошлепкина из «Ревизора» — не из числа главных героев, но ее образ, несмотря на небольшое количество реплик, позволяет глубже понять беззаконие, царящее в уездном городе N.
Образ Пошлепкиной
Представительница простого народа, страдающего от чиновничьего произвола. Она глупа и необразованна, но ее отчаяние и желание добиться справедливости вполне понятны. Неспособность разглядеть мошенничество Хлестакова делает женщину жертвой собственной наивности и подчеркивает бессилие перед системой.
Характеристика Февроньи Петровны
В пьесе у героини маленькая, но значимая сцена. Автор кратко дает характеристику Пошлепкиной из «Ревизора»: пожилая женщина, которая предстает перед Хлестаковым с жалобой на городничего. Якобы тот за взятку освободил от службы молодого сына купчихи, а ее мужа вместо него незаконно забрал в солдаты.
Речь женщины полна негодования и отчаяния, однако она вызывает скорее раздражение, чем сочувствие. Пошлепкина невежественна, ей не хватает ума, чтобы понять, что Хлестаков — не ревизор.
Фамилия персонажа, как и у остальных героев, говорящая. Ее значение двоякое. С одной стороны, может подразумеваться «шлепок» — жизнь нещадно бьет женщину без причины. С другой, напрашивается слово «пошлость» в значении невоспитанности, невысокого уровня культуры. Очевидна ирония автора по отношению к героине.
Что хочет показать Гоголь через образ Пошлепкиной
Используя персонаж Февроньи Петровы, автор демонстрирует, что беззаконие и коррупция в городе процветают. Несчастная женщина — жертва системы, которая не защищает ее интересы, а наоборот, предает и угнетает. Простой народ пребывает в безысходности и не способен изменить свою жизнь. В то же время налицо его невежество и необразованность — Пошлепкина груба и бесцеремонна.
Цитатная характеристика
Женщина жалуется лжеревизору на несправедливость, жертвой которой стал ее муж по вине уездного главы:
«Слесарша. Милости прошу: на городничего челом бью! Пошли ему бог всякое зло! Чтоб ни детям его, ни ему, мошеннику, ни дядьям, ни теткам его ни в чем никакого прибытку не было!
Хлестаков. А что?
Слесарша. Да мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на нас не припадала, мошенник такой! да и по закону нельзя: он женатый.
Хлестаков. Как же он мог это сделать?
Слесарша. Сделал мошенник, сделал — побей бог его и на том и на этом свете! Чтобы ему, если и тетка есть, то и тетке всякая пакость, и отец если жив у него, то чтоб и он, каналья, околел или поперхнулся навеки, мошенник такой! Следовало взять сына портного, он же и пьянюшка был, да родители богатый подарок дали, так он и присыкнулся к сыну купчихи Пантелеевой, а Пантелеева тоже подослала к супруге полотна три штуки; так он ко мне. «На что, говорит, тебе муж? он уж тебе не годится». Да я-то знаю — годится или не годится; это мое дело, мошенник такой! «Он, говорит, вор; хоть он теперь и не украл, да все равно, говорит, он украдет, его и без того на следующий год возьмут в рекруты».
Пошлепкина — яркий пример простого человека, загнанного в угол несправедливостью. Ее поведение, хотя и некорректное, диктуется отчаянием и безысходностью. Она не знает, как правильно действовать в этой ситуации, но жаждет справедливости. Однако женщине не хватает ума, чтобы понять происходящее верно.
«…побей бог его на том и на этом свете! Чтобы ему, если и тетка есть, то и тетке всякая пакость, и отец если жив у него, то чтоб и он, каналья, околел или поперхнулся навеки, мошенник такой! <…> Чтоб всей родне твоей не довелось видеть света божьего! А если есть теща, то чтоб и теще…», — эта цитата с проклятиями формирует четкий портрет Пошлепкиной — грубой и неспособной к рациональному мышлению. Она не вызывает жалости, хотя и борется за справедливость.
Какое место занимает Пошлепкина в пьесе
Персонаж не основной, скорее, даже вспомогательный, и реплик у нее немного. Тем не менее Пошлепкина не просто «статист». Ее история — яркий пример того, как чиновники работают против интересов обычного человека. В уездном городе N царит атмосфера беспредела, а появление несчастной женщины еще больше усиливает ее.
Подводя итог
Слесарша Пошлепкина — второстепенный, но вместе с тем важный персонаж. Она воплощает собой бессилие простого человека перед чиновничьим произволом. Несмотря на глупость и невежество, пытается добиться справедливости, но наивность и неспособность распознать мошенничество Хлестакова делают ее жертвой ситуации. Через образ Пошлепкиной Гоголь показывает беспредел, царящий в уездном городе, и безысходность простых людей, которые сталкиваются с бесчеловечностью и беззаконием.