Гениальная комедия Николая Гоголя — остроумная сатира на чиновничьи пороки и людские слабости. В этом произведении у каждого персонажа свой неповторимый образ, отражающий задуманную автором панораму провинциальной России XIX века. Среди ярких героев особое место отведено Ляпкину—Тяпкину — судья в «Ревизоре», который, несмотря на второстепенную роль, служит напоминанием о том, чего не должен делать представитель власти.
Какую должность занимает Ляпкин-Тяпкин в произведении
Персонаж, которого зовут Аммос Фёдорович, служит уездным судьей и находится на посту уже 15 лет. Его чин — коллежский асессор. В ту эпоху эта должность была выборной. Судья избирался местными представителями дворянства сроком на три года. Служители Фемиды были зависимы от власть имущих, потому что их продвижение по карьерной лестнице, а также успех в решении разнообразных споров зависели от воли местной элиты.
В пьесе «Ревизор» писатель представляет Ляпкина—Тяпкина как человека, который занимает высокий пост, но совершенно ему не соответствует. Он не знает закона, не интересуется справедливостью и решает дела только по своему усмотрению, опираясь на личную выгоду. В системе его ценностей место моральных принципов занимает жажда наживы и безнаказанность.
Как он выглядит
Описание внешности персонажа в тексте «Ревизора» отсутствует. Гоголь сосредоточен на его поведении и характере, тем самым подчеркивая, что вид героя не имеет значения в контексте сюжета. Писатель хочет показать, что внутренний мир человека гораздо важнее, чем его одежда, черты лица или фигура.
Тем не менее несколько строк, дающих образное представление о внешнем виде уездного судьи, есть. В предисловии к пьесе автор делает пару кратких ремарок к портрету персонажа для тех актеров, кто хотел бы «как следует сыграть в «Ревизоре».
«Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину», то есть иметь напыщенный, самодовольный вид.
«Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
Характеристика Ляпкина-Тяпкина
Наш герой — яркий представитель «маленького человека», задуманного Гоголем как второстепенный персонаж с негативным характером. Он малообразован и глуп, его жизнь сводится к мелким делам и заработку.
Автор показывает его как некомпетентного и безнравственного чиновника, который не осознает своей ответственности перед обществом. Его моральные устои разрушены, он не видит разницы между хорошим и плохим, правом и отсутствием такового. А главные ценности — личная выгода и удовольствие.
Судья не знает закона, не интересуется справедливостью и любит брать взятки, но не денежные, а в виде борзых щенков. Это говорит о его моральной нечистоплотности и пренебрежении к справедливости. Ляпкин относит себя к образованным, даже вольнодумным личностям лишь потому, что прочитал несколько книг за свою жизнь. Однако эти знания оказались поверхностными, что подтверждает непонимание персонажем французского языка, который в те времена считался обязательной частью образования дворян.
Помимо интеллектуальных пробелов, чиновник не отличается деликатностью в любовных делах. Его связь с женой Добчинского говорит о неспособности к здоровым отношениям и поверхностном складе ума.
Характеристика Ляпкина—Тяпкина из «Ревизора» была бы неполной без упоминания его ключевых черт:
- корыстолюбивый;
- невежественный;
- бесчестный;
- лицемерный;
- ленивый;
- себялюбивый;
- равнодушный к человеческим проблемам.
Несмотря на то что в профессии судья уже 15 лет, он не справляется со своими обязанностями. Не в состоянии определить степень законности действий и восстановить справедливость: персонаж занимается чем угодно, кроме контроля за соблюдением буквы закона. Самое забавное и одновременно ужасное в том, что за свою бездарность в работе чиновник поощряется государством различными наградами. Более того, Аммос Фёдорович открыто пользуется служебным положением: два уездных помещика яростно судятся за землю, а он в это время охотится в их владениях.
У Ляпкина довольно-таки живой ум: служитель Фемиды стремится самостоятельно объяснить все земные явления — религиозных трактований ему недостаточно. Он не посещает церковь, позиционируя себя атеистом. Однако такое поверхностное отрицание религии не говорит о глубине его мышления, а скорее подчеркивает неспособность к серьезному восприятию моральных ценностей.
Судья не отрицает своих проступков, но относится к ним с абсолютным спокойствием, не видя в этом ничего особенного. Он пребывает в уверенности, что все его грешки смехотворны. Такое отношение к морали характеризует персонаж как человека без совести и покаяния.
Значение фамилии героя
Имя Ляпкина—Тяпкина — говорящее и точно соответствует его характеру. В словаре Ушакова есть выражение «тяп-ляп», что подразумевает «быструю, но небрежную работу». Также можно трактовать имя героя несколько иначе: в словаре Даля «ляпать» в переносном смысле означает «говорить что-то глупое», и это характеризует персонажа.
В целом, фамилия отражает безалаберность и некомпетентность Аммоса, его неспособность к тщательной работе, несерьезное отношение к своей службе и людям.
Каким показывает Гоголь судью
Этот герой представляет собой яркий пример коррупции и безнравственности, в которую погружена вся чиновничья система. В образе Ляпкина—Тяпкина автор создает яркую и безжалостную карикатуру на состояние судебной сферы в России XIX века. Персонаж не заинтересован в исполнении своих обязанностей и в правосудии в целом. Он не читает дел и не вникает в их суть. Ему неважно правосудие, только личная выгода.
Через Аммоса Фёдоровича писатель высмеивает привычку чиновников к безделью, их некомпетентность, невежество и глупость. Его речь неправильна и бессвязна, словарный запас ограничен, а интонации говорят о постоянном желании произвести впечатление умного человека.
Таким образом, Гоголь изображает Ляпкина—Тяпкина не просто как коррумпированного чиновника, а как символ бесчестия и беззакония, которые царят в государственной системе. Образ судьи превращается в насмешку над правосудием того времени. Автор использует героя для выражения свободного и острого социального сатирического замысла.
Образ Ляпкина-Тяпкин — это предостережение о пагубных последствиях безнаказанности и отсутствия ответственности. Писатель показывает, как коррупция разрушает социальные отношения, подрывает уважение к закону и делает невозможным построение справедливого и процветающего общества.
Через карикатуру на судью Гоголь призывает к переменам в государственной системе, к установлению справедливости и прекращению беспредела чиновников. Он хочет показать, что только честность, ответственность и служение народу могут сделать государство по-настоящему сильным и процветающим.
Речевая и цитатная характеристика Ляпкина-Тяпкина
Речь судьи отличается устаревшими выражениями, показной вежливостью и чинопочитанием. Он употребляет слова вроде «попотчевать», «непременно», «уверить». Это не соответствуют его настоящему поведению, что подчеркивает лицемерие и неискренность героя. Гоголь высмеивает показную вежливость, которая, как маска скрывает глупость и нечестность. Автор сравнивает речь чиновника со старинными часами, которые «прежде шипят, а потом уже бьют».
Ляпкин—Тяпкин говорит неуклюже, кратко и бессвязно. В его речи отсутствует выразительность, она лишена красоты и качества. Словарный запас и интонации определяются желанием произвести впечатление интеллектуала, показать свое умственное превосходство над остальными.
«Да, обстоятельство такое…необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром», — пытается судья показать свое мнение в начале пьесы, когда городничий объявляет о приезде ревизора.
Цитаты героя
Ляпкин—Тяпкин относится к своим обязанностям с небрежностью. Он не утруждает себя изучением дела, не читает поступающую ему информацию и не вникает в ее смысл, в чем открыто признается:
«Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку — а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда».
Несмотря на бездарную работу, Аммос Фёдорович умудряется получить высокую награду, о чем с гордостью и сообщает Хлесткову:
«За три трехлетия представлен к Владимиру четвертой степени с одобрения со стороны начальства».
Охоч до выгоды и не скрывает этого, но вместо денег берет собак. Прямо отвечает городничему, когда тот рассуждает о грехе взяточничества:
«Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам — рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».
А когда между двумя помещиками разгорается судебная тяжба за землю, большой любитель охоты радуется этой новости, не спеша решать спор, ведь конфликт выгоден ему — «…теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и у другого».
Герой совсем не стесняется подобного поведения, относясь к своим поступкам с небрежной беспечностью. Он не пытается изменить себя или исправить ошибки, а просто принимает их как нечто должное: «Грешки грешкам – рознь».
Эти цитаты ярко характеризуют Ляпкина—Тяпкина как человека бесчестного, поверхностного и корыстного. Он не может представить себе жизни без взяточничества, считая его естественной частью своей работы.
Другие герои о Ляпкине-Тяпкине
Персонаж является родственником и приятелем господина Земляники. Тем не менее, характеризуя его как человека, тот не стесняется в выражениях, называя судью мужчиной «поведения самого предосудительного».
Да и высокий чин вовсе не означает предрасположенность к порядку. Например, по словам городничего, «сторожа завели домашних гусей» прямо в судейской приемной, а у самого Ляпкина—Тяпкина сушится там «всякая дрянь» – подразумевается охотничий арапник (кнут).
Иван Хлестаков открыто говорит, что считает Аммоса Фёдоровича невоспитанным:
«Судья Ляпкин‑Тяпкин в сильнейшей степени моветон…» (то есть «дурной тон»).
При этом сам чиновник видит себя чуть ли не оратором и остроумным человеком — таким его изначально задумал автор:
«Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес».
Не забывает судья и регулярно философствовать о сотворении мира, о чем упоминают его приятели:
«…вы не только о собаках, вы и о столпотворении…».
Какую роль играет этот герой в пьесе
Ляпкин—Тяпкин — один из ярких представителей чиновничества в «Ревизоре». Гоголь с помощью его образа обличает коррупцию, некомпетентность и бесчестие уездных служащих, а также недостатки правосудия в то время. Образ персонажа — иллюстрация к основной идее пьесы: обличение пороков российского чиновничества, высмеивание его бессмысленности и неспособности к служению народу.
Гоголь показывает, что судья не единственный представитель своей «породы» в провинциальном городе, а типичный элемент государственной системы, одержимый бесчестием и корыстью.
Подводя итог
Ляпкин—Тяпкин — не просто второстепенный герой. Это — яркий образ, созданный Гоголем для демонстрации повсеместной коррупции и некомпетентности в уездном городке. Он олицетворяет нравственный упадок и духовную бедность чиновника и в целом состояние общества того времени, где мораль утратила свое значение, а главными ценностями стали безнаказанность и личная выгода.
В комедии Аммоса Фёдорович не только выступает в роли коррумпированного чиновника, но и символизирует отсутствие справедливости в российской провинции XIX века. Его образ — наглядная демонстрация того, как власть и деньги могут исказить человеческие ценности и привести к моральному обнищанию.