Слуга Хлестакова в комедии «Ревизор» — это не только фигура из окружения главного героя, а образ, позволяющий лучше раскрыть характер Хлестакова. Осип — не просто слуга, он — верный и хитрый союзник: помогает своему барину выкрутиться из неловких ситуаций и с юмором наблюдает за разворачивающимися событиями.
Портрет слуги
Осип — человек с богатым внутренним миром и ярко выраженным характером. Гоголь не дает подробного описания его внешности, но, исходя из слов автора, это немолодой мужчина:
«…таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет». Его костюм — серый или синий поношенный сюртук.
Осип — крепостной крестьянин из семьи, принадлежащей помещикам Хлестаковым.
Персонаж неглупый и хитрый, который способен быстро думать и действовать. Осип отличается от хозяина умом и практичностью. Он — не просто слуга, выполняющий приказы, а человек, который выбирает поведение в зависимости от ситуации.
Голос звучит уверенно и не лишен иронии. Он говорит сурово, отрывисто и даже грубо, особенно в диалоге с барином. Не боится подшучивать над Хлестаковым и отвечать на его глупые реплики. Осип — резонер и любит читать нравоучения барину. В свои слова вкладывает личный смысл и показывает несогласие с поведением хозяина.
Слуга Осип — человек, который живет в реальности, не мечтая о лучшем будущем. При этом у него есть характер и собственное мнение, которое нередко отличается от барского. Все же, он старается, чтобы его хозяин не получил наказание.
Характеристика персонажа
Осип полон противоречий, но очевидно одно — этот человек с внутренним стержнем. Гоголь показывает его как мужчину неглупого. Он способен на правильные поступки и делает все, чтобы исполнить свои обязанности. Слуга не осуждает хозяина, хотя считает его пустым и бессмысленным человеком. Характеристика Осипа из «Ревизора» формирует собирательный образ, который не теряется на фоне кричаще-яркого и нелепого Хлестакова.
Крепостной отличается сообразительностью и рациональностью. Он не мечтает, а делает. Не боится указывать барину на его ошибки и предлагать более рациональные решения. Он понимает, что Хлестаков — это человек, который не умеет думать о последствиях своих действий и старается делать все возможное, чтобы тот не попал в неловкое положение. При этом не забывая о собственном благополучии.
Фразы слуги — яркие доказательства его характера. Например, в разговоре с семьей городничего на вопрос о том, любит ли его господин хорошее угощение, отвечает:
«Вот уж на что я, крепостной человек, но и то смотрит, чтобы и мне было хорошо. Ей-богу! Бывало, заедем куда-нибудь: «Что, Осип, хорошо тебя угостили?» — «Плохо, ваше высокоблагородие!» — «Э, говорит, это Осип, нехороший хозяин. Ты, говорит, напомни мне, как приеду». — «А, — думаю себе (махнув рукою), — бог с ним! я человек простой».
Это показывает, что персонаж не считает себя глупым и может получить выгоду от любой ситуации.
Как слуга относится к Хлестакову
В произведении Гоголя особое значение в сюжете и характеристике персонажей играет отношение Осипа к своему барину. Будучи слугой Хлестакова, он оказывается умным, хитрым и пронырливым человеком, который, несмотря на свое незначительное положение, играет важную роль в раскрытии характера главного героя.
В самом начале произведения Осип кажется усталым от службы человеком, мечтающим о спокойной жизни в деревне. Его слова и поступки показывают: он хорошо понимает, что происходит вокруг, и умеет адаптироваться к обстоятельствам.
Осип относится к Хлестакову с иронией и без одобрения. Он считает хозяина слабым и неопытным, нередко высказывая это в своих монологах и кратких репликах. Тем не менее следует его указаниям, даже если с ними не согласен. Это противоречие делает образ еще более сложным и многогранным.
Слуга не осуждает своего хозяина, но и не уважает его, считая никчемным и пустым человеком, что проявляется в его монологе (действие 2, явление 1):
«Добро бы было в самом деле что‑нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!».
Осип критически оценивает действия и слова Хлестакова, нередко коря его за легкомысленность и непостоянство. В своем монологе он открыто осуждает молодого барина за чрезмерное расточительство и нежелание проявить малейшее рвение на службе. При этом слуга мыслит вполне практично:
«А все он виноват. Что с ним сделаешь? Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка… Ей-богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего — нипочем идут. А отчего? — оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почесывался».
Осип — важная фигура в комедии Гоголя благодаря своей сообразительности и умению приспосабливаться. Его действия и реплики показывают, что он не просто выполняет приказы, а делает это с умом и расчетом. Нередко предлагает неглупые решения и действует в зависимости от обстоятельств, что позволяет ему сохранить верность Хлестакову и одновременно оставаться критически настроенным к его поступкам.
Отношение слуги к господину также отражает тему произведения в целом: критика тогдашнего общества и чиновничества. Через образ крепостного Гоголь указывает на необходимость думать и действовать рационально, даже находясь в подневольном положении. Осип понимает, что его хозяин склонен к мечтаниям и фантазиям, и это вызывает у него смешанные чувства. С одной стороны, он смеется над Хлестаковым, с другой — осознает, что его судьба тесно связана с этим молодым человеком.
Крепостной выполняет все приказы барина, понимая, что это его обязанность, но не боится показать недовольство поступками хозяина. Осип не главный герой комедии, но он — важная часть пьесы, которая помогает раскрыть характер Хлестакова.
Цитатная характеристика
Несмотря на отсутствие описания внешности персонажа, Гоголь ярко демонстрирует его внутренние черты. Вопреки очевидному различию в уровне образования и воспитания между барином и слугой, последний выделяется немалой сообразительностью и умом.
В «Замечаниях для господ актеров» автор говорит об интеллекте персонажа следующее:
«Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут».
Судя по всему, крепостной отличается прямотой и суровостью характера, которые не боится показать:
«Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение».
После пребывания в столице вместе с молодым господином Осип впечатлен изысканной и разнообразной жизнью. Об этом слуга рассуждает в долгом монологе, произнесенном лежа на барской кровати в гостинице:
«Ну, кто ж спорит: конечно, если пойдет на правду, так житьё в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и всё что хочешь.
Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдёшь на Щукин — купцы тебе кричат: «Почтенный!»; на перевозе в лодке с чиновником сядешь; компании захотел — ступай в лавочку: там тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, что всякая звезда значит на небе, так вот как на ладони всё видишь.
Старуха офицерша забредёт; горничная иной раз заглянет такая… фу, фу, фу! (Усмехается и трясёт головою.) Галантерейное, чёрт возьми, обхождение! Невежливого слова никогда не услышишь, всякой говорит тебе «вы». Наскучило идти — берешь извозчика и сидишь себе как барин, а не хочешь заплатить ему — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет. Одно плохо: иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голоду, как теперь, например».
Тем не менее Осип предпочел бы столичной суете спокойную загородную жизнь, если бы не обязанность сопровождать барина:
«Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмёшь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги».
В этой фразе проявляется склонность слуги к безделью, что он также подтверждает в диалоге с Хлестаковым, где, помимо прочего, ведет себя несколько нагло:
Хлестаков (голосом вовсе не решительным и не громким, очень близким к просьбе). Вниз, в буфет… Там скажи… чтобы мне дали пообедать.
Осип. Да нет, я и ходить не хочу.
Хлестаков. Как ты смеешь, дурак!
Осип. Да так; всё равно, хоть и пойду, ничего из этого не будет. Хозяин сказал, что больше не даст обедать.
Как автор относится к персонажу
Гоголь, создавая образ Осипа, не просто рисует портрет верного слуги, но показывает человека, способного думать и действовать. Автор не осуждает его за хитрость. Напротив, мы видим человека, который умеет подстроиться под ту или иную ситуацию.
Гоголь отмечает сообразительность персонажа, его способность ориентироваться в сложной обстановке и принимать решения. Слуга быстро понимает, в какую ситуацию попал хозяин, но прилагает все усилия, чтобы поддержать его ложь, наводя еще больше тумана. На вопрос супруги Сквозник-Дмухановского, о том, какой чин у его барина, он отвечает: «Чин обыкновенно какой».
Слуга нередко дает хозяину дельные советы и пытается уберечь от неприятностей. Когда Хлестаков решает задержаться в образе псевдоревизора, Осип деликатно намекает, что пора бы уже двигаться в путь, поскольку и отец его заждался, и обман может раскрыться:
«Бог с ними со всеми! Погуляли здесь два денька — ну и довольно. Что с ними долго связываться? Плюньте на них! не ровен час, какой‑нибудь другой наедет… ей‑богу, Иван Александрович! А лошади тут славные — так бы закатили!».
Осип показан не только как сообразительный, но еще и практичный человек, в некоторых моментах способный проявить наставничество в отношении Хлестакова. Когда купцы предлагают его барину вместе со взяткой свой товар, а тот отказывается, слуга настаивает:
«Ваше высокоблагородие! зачем вы не берёте? Возьмите! в дороге всё пригодится. Давай сюда головы и кулёк! Подавай всё! всё пойдет впрок. Что там? верёвочка? Давай и верёвочку, — и верёвочка в дороге пригодится: тележка обломается или что другое, подвязать можно».
Несмотря на преданность слуги, Хлестаков относится к нему как к собственности, нередко оскорбляя во время разговора. Например, когда Осип пересказывает барину не самые добрые слова в его адрес от хозяина гостиницы, тот в ответ не стесняется в выражениях:
«Как ты смеешь, дурак!»
«А ты уж и рад, скотина, сейчас пересказывать мне всё это».
Осип — не просто слуга, а человек, который умеет думать и активно действовать, в отличие от инфантильного и нерешительного Хлестакова. Он — яркий образ, который показывает читателям, что даже в самой нелепой и непредсказуемой ситуации можно найти юмор и здравый смысл.
Какое место занимает Осип в пьесе
Персонаж хоть и второстепенный, но сыграл важную роль для сюжета, детальнее раскрывая личность Хлестакова. Гоголь показывает слугу не как пассивного наблюдателя, а как активного участника событий. Осип не только выполняет свою работу, но и принимает решения.
Крепостной Хлестакова — яркий пример народной смекалки и житейского ума. Не имея возможности получить образование, он обладает удивительной способностью быстро ориентироваться в непредсказуемых ситуациях.
Переехав с барином из деревни в шумный Петербург, он, как губка, впитывает все новое, легко приспосабливаясь к бешеному ритму столичной жизни. Мужчина использует свою природную сообразительность, находчивость и проницательность, чтобы справляться с трудностями. Он словно говорит, что для людей, способных думать и действовать, нет ничего невозможного. Образ Осипа служит напоминанием, что ум и талант могут проявляться в самых неожиданных ситуациях.
В отличие от традиционного образа слуги в русской литературе, Осип наделен яркими индивидуальными чертами, он придуман как персонаж, который используется для раскрытия характера Хлестакова. Отсюда следует вывод, что интересную личность можно найти не только среди обладающих властью и статусом, но и в числе простых людей. Даже будучи подневольным человеком, он привлекает к себе внимание харизмой и характером.
Осип — это образ умного простака, который не боится брать на себя ответственность. Он не мечтает о лучшей жизни, а просто хочет сделать так, чтобы его хозяин не получил наказания. Персонаж — не главный герой пьесы, но его образ — важная часть сюжета и помогает нам лучше понять характер Хлестакова.
Подводя итог
Осип в пьесе — больше, чем просто слуга: у него есть внутренний мир и выраженная индивидуальность. Умение адаптироваться к сложным ситуациям, способность давать дельные советы хозяину делают его более важной фигурой в пьесе. Отношение к Хлестакову, сочетающее критику и верность, подчеркивает недостатки и слабости главного героя, делая его образ более многогранным.
Гоголь через Осипа показывает, что даже простые люди обладают смекалкой и умом, которые помогают справляться с жизненными трудностями. Образ слуги обогащает сюжет комедии, раскрывая глубину человеческой натуры и сложности взаимоотношений между людьми различных социальных слоев.