Характеристика Марьи Антоновны «Ревизор»: образ, портрет, описание героя, отношения матери и дочери

Дочь городничего в «Ревизоре» — комедийный персонаж с романтической линией. Пьеса Гоголя направлена против чинопочитания, раболепства, преклонения перед теми, кто обладает хоть какой-то властью. «Ревизор» — античиновничья сатира, а Марья Антоновна — просто молодая девушка, которая дополняет колоритные образы обитателей уездного города. Но Гоголь был бы несправедлив, всерьез высмеивая наивную девушку из провинции. Поэтому персонаж хотя и комедийный, но не подвергается сатирической критике автора, в отличие от мужчин. 

harakteristika-mari-antonovny

Характеристика и описание внешности Марьи Антоновны

Гоголь не дает подробного описания. Но можно отследить реакцию на нее главного героя — Хлестакова. Завидев девушку, тот думает:

«А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы…»

Марье Антоновне восемнадцать лет. В ее внешней характеристике автор дает лишь некоторые черты: курносый нос, румяные щеки, пухлые губы, русые волосы, лицо подчеркнуто милое.

Таким описанием внешности автор показывает, что это действительно симпатичная, привлекательная девушка. Из всех второстепенных персонажей она выглядит наиболее привлекательно, как и ее матушка. Однако описание образа подчеркивает, что у девушки нет ничего, кроме милой внешности. Она красиво одета, потому что богатый отец может покупать ей эти наряды.

Вместе с тем, в Марье нет утонченности — это провинциальная барышня из маленького городка, которая хотела бы уподобиться светским львицам Петербурга или Москвы, но ей до них очень далеко.

Она кокетлива, потому что тогда это было модно среди аристократической молодежи. Одновременно девушка воспитана в традиционном патриархальном обществе, поэтому ухаживания Хлестакова ее отпугивают.

Еще одна важная характеристика, которую можно считать негативной: желание казаться лучше других девушек в городе. С одной стороны, Марья Антоновна может себе это позволить, благодаря деньгам отца, да и ее саму «Бог не обидел». Но, с другой стороны, стремление не просто быть красивой и привлекательной, а непременно лучше других, указывает на грех гордыни.

Если рассматривать портреты персонажа в различных изданиях, то это всегда милая, обаятельная, но очень простая девушка, без какой-либо глубины или необычной искры.

Более подробных описаний Марьи Антоновны нет: она не главный герой, да и Гоголь не обличал восемнадцатилетних девушек. В пьесе есть место более тяжелым грехам и порокам.

Место в произведении

Марья Антоновна — дочь Анны Андреевны и городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Фамилия героиню не характеризует, потому что  досталась от отца. Однако фамилия говорящая и создана по ассоциативному ряду:

  • Сквозник — созвучно со словом «сквозняк».
  • Дмухановский — тут слышится «муха»: неприятное насекомое; но еще использован диалектный глагол «дмухать». Словарь Даля расшифровывает его, как «становиться гордым».

Такая фамилия подходит для городничего, но для дочери в меньшей степени, хотя гордость можно отнести к ее недостаткам.

Марья Антоновна — не яркая личность. Она показана как отражение мировоззрений своих родителей. Это просто юная и наивная восемнадцатилетняя барышня, в которой нет ни взяточничества, ни желания добиться своего неправедным путем.

От матери Марья Антоновна учится светским манерам, та руководит дочерью, хотя в разговорах часто выглядит глупее. Анна Андреевна имеет опыт «присутствия в свете» — то есть появлялась если не перед самыми высокими персонами, то перед достаточно важными. Мать хочет выгодно выдать дочь замуж — но это вряд ли можно считать негативной чертой, потому что в те времена единственным способом социального лифта для женщины было удачное замужество.

Анна Андреевна жалуется, что Марья беспечна:

«У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове», — отзывается она о дочери.

Интересно, что в какой-то момент Гоголь делает образ Марьи Антоновны более глубоким и интересным. Она действительно ветрена, но вовсе не глупа — заглядывалась на местного почтмейстера, но переключилась на заезжего чиновника «ревизора». 

Она хорошо начитана. Когда Хлестаков приписывает себе авторство «Юрия Милославского», девушка вспоминает, что настоящий автор — другой человек — Загоскин.

Ветреность тоже нельзя назвать распущенностью — скорее, это влияние родителей, но здравый смысл помогает Марье Антоновне вовремя остановиться, когда Хлестаков за ней ухаживает. Она недаром просит написать стихи. Это своего рода тест для ухажера. Девушка проявляет и робость: все-таки это провинциальная барышня без опыта в светской жизни.

Гоголь показал и дочернюю верность Марьи Антоновны. В финальной сцене она устремляется к родителям, хотя для барышни того времени прилично было бы изобразить обморок. Кроме того, она вроде бы уже получила жениха из Петербурга, но тот оказался проходимцем. Об этом будут судачить не один день, да и на репутации это скажется не лучше образом. Но она держит себя в руках.

Через иронию Гоголь демонстрирует, что все дурное в девушке — наносное, доставшееся ей от воспитания родителей. Но если бы она вышла замуж за хорошего человека, то и из нее получилась бы достойная дама.

Какую проблему общества показывает Гоголь через образ Марьи Антоновны

Гоголь снисходительно относится к этому персонажу. Зачем Дочь городничего вообще появляется в произведении? Разве не достаточно, чтобы Хлестаков просто бы ухаживал за супругой городничего?

На самом деле, автор положительно относится к героине. В комедии все персонажи показаны через призму определенных недостатков. И все же Марья Антоновна, в отличие от родителей и большинства обитателей уездного города, еще может стать достойным человеком.

Через этот образ Гоголь показывал проблему поведения молодежи. Все хотели занять место в обществе, но многие ставили это желание слишком высоко — даже были готовы жертвовать приличиями. В этом смысле Марья Антоновна показывает себя достойно: она соглашается на предложение Хлестакова и вроде бы становится его невестой, но смущение не позволяет ей вести себя неприлично.

Знает ли Марья Антоновна о делах своего отца? Вряд ли — тогда мужчины не слишком делились даже с женами, не говоря уж о юных дочерях. Она наверняка не имеет представление о взятках и не знает, как несправедливо городничий поступил с женой унтер-офицера — вдовы, которая «сама себя высекла». Гоголь не вменяет в вину девушке, что она остается хорошей дочерью, верной своим родителям — наоборот, считает это достоинством.

А вот гордыня, желание возвыситься и непременно добиться положения в обществе демонстрируются как проблема.

Цитаты из текста, которые характеризуют Марью Антоновну

Цель героини — удачное замужество. Сначала она видит в Хлестакове симпатичного молодого человека, но главным образом — столичного щеголя, идеальную партию. Речевая характеристика говорит о ее легкомысленности: 

«Ах, маменька, он на меня глядел!» 

«Ах, милашка!»

«Осип, душенька! какой миленький носик у твоего барина!..».

Но скромность и робость провинциальной барышни берут верх, когда Хлестаков начинает вести себя неподобающе и целует ее в плечо. Марья Антоновна отвечает: 

«Нет, это уж слишком… Наглость такая!..». 

Она стыдится своего положения девушки из провинции: 

«Вы почитаете меня за такую провинциалку…».

Марья Антоновна старается казаться более образованной и столичной, используя иностранные слова и сложную речь: 

«Ах, какой пассаж!».

«Я бы вас попросила, чтоб вы мне написали лучше какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много». 

Надеемся, что этот разбор персонажа вам помог. Возвращайтесь, чтобы узнать больше о героях русской литературы и понимать, что хотели сказать писатели определенными приемами. На нашем сайте вы найдете разборы основных произведений из школьной программы. 

Оставить ответ