Что высмеивает Гоголь в комедии «Ревизор»: роль сатиры в пьесе, обличие недостатков

Пьеса «Ревизор» — это социально-сатирическая комедия, созданная в духе реализма. Как и свойственно такому жанру литературы, в произведении автор с помощью юмора обличает человеческие пороки и недостатки. В этой статье разберемся, над чем смеется Гоголь в комедии «Ревизор».

satiricheskie-personazhi

Что высмеивает автор

В своем произведении Гоголь охватывает сразу несколько человеческих и социальных пороков. Ими обладают большинство персонажей комедии:

  • Чинопочитание, бюрократизм, лицемерие. При виде ревизора-самозванца городничий с порога превращается из самодовольного, наглого человека в обаятельного льстеца. Все потому, что им руководит страх. При этом Антон Антонович даже не спросил у Хлестакова, чем тот занимается. Аналогично действуют и другие герои пьесы.
  • Казнокрадство, взяточничество, жадность. Персонажи не стесняются брать взятки, обворовывать казну, чтобы жить в лучших условиях. Они не заботятся о последствиях своих действий.
  • Внутренняя пустота, глупость, невежество. Особенно наглядно это проявляется в главном герое — Хлестакове. Он недальновидный, пустой человек, но хочет казаться благородным и важным, поэтому врет, что знаком с самим великим государем.

Важно отметить, что Гоголь не просто высмеивает пороки, он намеренно преувеличивает несовершенства и создает гиперболизированные портреты героев. Тем самым Николай Васильевич закладывает в комедию прием сатирического гротеска. Поэтому мы видим в «Ревизоре» не просто глупых, а очень ограниченных и бездуховных чиновников.

С одной стороны, такой прием помогает поддерживать развлекательный тон произведения. С другой — сохраняет назидательный смысл пьесы.

Чьи недостатки обличает автор

В центре внимания пьесы Гоголя — беспощадный чиновничий беспредел в России XIX века. Представители власти в произведении — жадные, эгоистичные, лицемерные, изворотливые и глупые. Весь строй чиновников безразличен к судьбе простых людей и разных социальных классов: мещанства, духовенства, купечества. Думают только о своей наживе и выгоде, склонны к чревоугодию.

Городничий Сквозник-Дмухановский обворовывает казну и присваивает себе чужие деньги, берет взятки, не следит за порядком в городе. 

Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин тоже далек от идеального образа чиновника. Он не следит за соблюдением закона, поэтому сторожа держат гусей прямо в здании. Увлечение собаками занимает судью гораздо больше, чем рабочие обязанности, он даже взятки берет борзыми щенками.

Артемий Филиппович Земляника — попечитель богоугодных заведений, который должен управлять больницами. Однако мы видим равнодушное отношение героя к своим обязанностям. Лекарств нет, больные умирают.

Но Артемия Филипповича это не заботит, вот его цитата из текста: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Такое безразличие в словах и поступках мы видим у всех персонажей пьесы. Они ничего не делают, просто занимают хорошие и удобные для себя места. У героев даже не возникает мыслей принести какую-то пользу стране или хотя бы своему городу.

При этом важно подчеркнуть, что их бездействие имеет последствия и угрозу для простых людей. Люди не получают лекарства и лечение в больницах, заключенных в тюрьмах не кормят, письма горожан вскрывают и читают. Церковь, на которую выделялись деньги, якобы сгорела.

Чиновники выбирают все лучшее только для себя, средства на нужды населения забирают по карманам.

Интересно, что Гоголь не выдумал историю, которая легла в основу его произведения. Идею для пьесы ему подарил Пушкин: поэт рассказал, что однажды издателя журнала «Отечественные записки» П.П. Свиньина действительно приняли за высокопоставленное лицо, которое приехало для ревизии. Этот факт вносит нотки трагизма в происходящее.

Что дурное в России высмеивает Гоголь в пьесе «Ревизор»

Писатель высмеивает людские пороки и показывает, как они способны влиять на разные сферы жизни: 

  • Власть. В представлении городничего власть дана ему, чтобы он комфортно и сыто устроил свою жизнь. При этом Гоголь намекает, что истинный смысл чиновничества — служение людям.
  • Молодое поколение. Его в пьесе представляет Хлестаков. Автор собирает в нем все негативные черты нового поколения: безразличие к собственному развитию, любовь к сплетням, азартным играм и лжи, тщеславие и пустота.
  • Образование, медицина. Когда в этих сферах появляются взяточники, которые не выполняют свои обязанности, это приводит к разрухе. Люди болеют, умирают, молодое поколение усваивает «неблагонамеренные правила», а не полезные знания.
  • Судопроизводство и закон. Судья Ляпкин-Тяпкин не защищает людей и не стоит на страже закона. Показательно, что присутственные места превращены в настоящий хлев, где живут гуси.

За юмором и сатирой стоит важный тезис: такое поведение чиновников — это опасное общественное явление. Оно ухудшает жизнь простых людей.

Как через комические ситуации автор раскрывает пороки чиновников

В пьесе есть много комичных ситуаций, которые обличают персонажей. К примеру, городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский требует с купцов взятки под видом подарков на его именины. Причем важно, что из-за своей жадности он празднует именины дважды.

«Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? и на Онуфрия несешь», — жалуются купцы.

Также комичной является и финальная сцена, когда почтмейстер зачитывает письмо «ревизора». В этот момент Антон Антонович и его жена принимают поздравления в связи со скорой свадьбой дочери. Все уверены, что Хлестаков станет для нее прекрасным мужем и жизнь всего семейства сильно изменится. Но выясняется, что он просто плут и врун, который сумел обмануть их.

Эта сцена наглядно показывает чинопочитание. Все персонажи старались выслужиться перед тем, кого считали выше по должности. Также показательно, что почти все чиновники рассказывают, сколько дали в долг Хлестакову. Этим автор демонстрирует, что герои привыкли решать свои проблемы деньгами и взятками.

Интересно, что многие персонажи стараются пропустить момент, когда о нем заходит речь в письме.

Почтмейстер пытается сказать обобщенно: «Ну, тут обо мне тоже он неприлично выразился». Артемий Филиппович говорит: «Да нечеткое перо… впрочем, видно, что негодяй».

Яркую точку в этом моменте Гоголь ставит тем, что тут же в пьесе появляется настоящий ревизор и требует к себе городничего. Особого комизма добавляет финальная немая сцена: герои осознают всю ситуацию, и на их лицах застывает удивление, изумление — они поражены новостью.

Какую роль играет смех в пьесе

В пьесе ни один из персонажей не обладает положительными качествами: каждый из героев — носитель порока, а иногда и сразу нескольких. Гоголь целенаправленно наделил всех действующих лиц негативными чертами, поскольку считал, что так удастся ярче показать важные социальные проблемы произведения, привлечь к ним больше внимания зрителей и читателей.

Единственным положительным и честным героем в пьесе «Ревизор» можно назвать смех. Такой прием характерен для сатирических комедий. 

Юмор и комические ситуации позволяют раскрыть характеры персонажей. С их помощью Гоголь демонстрирует нам недостатки героев и разоблачает пороки общества. Поэтому чтение или просмотр пьесы дает не только возможность смеяться, но и заставляет размышлять.

Более того, Гоголь считал, что юмор имеет очищающую функцию. Он способен учить и направлять на исправление людей, которые в комичных ситуациях и персонажах пьесы узнали себя.

Авторский замысел произведения — изменить положение дел среди чиновничества, призвать людей излечить социум от недостатков. 

Сатирой драматург указывает, что пороки и постоянное потакание своим слабостям рано или поздно могут поставить людей в неудобное положение, результаты которого окажутся плачевными.

Если кратко сделать вывод, то «Ревизор» Гоголя — это ответ на современные автору вызовы и проблемы. Через смех сквозь слезы он обличает пороки чиновников и призывает их одуматься. 

Пьеса не теряет актуальность и сегодня. 

Надеемся, наша статья поможет вам написать качественное сочинение, подобрать хорошие аргументы для ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Leave a Reply