Сравнительная характеристика Городничено и Хлестакова: таблица, цитаты, поведение персонажей

Что объединяет Хлестакова и городничего? На первый взгляд, эти два персонажа из комедии Гоголя «Ревизор» кажутся совершенно разными: один из них — уездный начальник, другой — лжец. Однако при более глубоком анализе характеров и поведения, можно увидеть много общих черт. Оба — яркие представители чиновничества XIX века, погрязшего в коррупции и лжи. Что их объединяет и отличает? Разберем детально — это поможет создать отличное сочинение, реферат, удачно сдать экзамен по литературе.

gorodnichij-i-hlestakov

Описание первой встречи героев

Момент очень важен для сюжета — ведь именно с этой сцены начинается комедия абсурда, которая поглотит всех высокопоставленных лиц уезда и главного героя. Первая встреча городничего и Хлестакова происходит в трактире, где последний остановился по дороге из Петербурга в Саратов. Молодой человек по имени Иван Хлестаков представляет себя как высокопоставленного чиновника из столицы, а уездный служащий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, пребывая в страхе и трепете, принимает его за ревизора. 

Узнав о мнимом высоком положении Хлестакова, Антон Антонович начинает всячески угождать ему. Он отдает распоряжения, чтобы того хорошо приняли и обеспечили всем необходимым. А Иван, пользуясь своей мнимой властью, начинает вести себя нагло и самоуверенно: заказывает самые лучшие блюда и напитки, требует особого внимания и всячески демонстрирует личное превосходство. 

Сквозник-Дмухановский, желая произвести впечатление на Хлестакова, рассказывает ему о своих достижениях на службе и о том, как он заботится о благополучии города. Иван, не особо вникая в суть, лишь поверхностно соглашается с ним и продолжает вести себя развязно. 

В ходе разговора он хвастается своими связями и влиянием в Петербурге. Рассказывает о том, как запросто может решить любой вопрос. Молодой повеса, видя, что ему верят, начинает еще больше наглеть: он даже принимает взятку от Сквозник-Дмухановского, якобы взаймы. А последний, обрадованный таким поворотом событий, шустро всучивает тому деньги. 

Встреча главного героя и второго по значимости персонажа становится отправной точкой в развитии сюжета пьесы. Она раскрывает порочность и лицемерие чиновников, а также показывает, как легко можно обмануть людей, которые одержимы страхом и желанием угодить вышестоящим. 

Ключевые моменты первой встречи: 

  • Глава уезда принимает Хлестакова за ревизора и начинает ему угождать.
  • Молодой повеса ведет себя нагло и самоуверенно, пользуясь мнимой властью, хвастается своими связями и влиянием в Петербурге.
  • Чиновник просит у мужчины помощи.
  • Молодому франту предлагают взятку, и он ее с готовностью принимает. 

Не менее важно значение первой встречи героев, поскольку это становится катализатором дальнейших событий, стремительно разворачивающихся в сюжете. В ее описании Гоголь закладывает фундамент для бурной комедии. Она не только знакомит нас с ключевыми персонажами, но и создает атмосферу недоразумения и нелепости, которая будет развиваться по ходу пьесы.

Зачем, по мнению Хлестакова, к нему приехал городничий 

Первая встреча двух персонажей в «Ревизоре» — яркий эпизод, раскрывающий не только характер виновника событий, но и глубокую проблему: страх и лицемерие тогдашнего мира власть имущих. Молодой повеса, не понимая истинных мотивов городничего, объясняет для себя его поведение, исходя из своего опыта взаимодействия с государственными служащими в Петербурге. 

Хлестаков видит внешность чиновника, поведение и делает выводы. В его понимании Антон Антонович приехал к нему по очевидной причине, ведь Иван видит чиновников как людей, готовых наказать за любые провинности. Он предполагает, что с него хотят взыскать штраф за какие-то преступления, которые он пока не понимает, или же просто «вытряхнуть» с него взятку. Герою невдомек, что чиновником движет страх, и это — главный мотив. 

Зачем городничий приехал на самом деле? 

Сквозник-Дмухановский получил письмо, в котором сообщалось, что в уездах проводят тайные инспекции, то есть местные власти не знают о грядущих ревизорах. Проверка появляется неожиданно, и невозможно скрыть многочисленные нарушения, взяточничество, воровство. Уездный глава ждет ревизора, поэтому странное поведение Хлестакова вызывает подозрения. Молодой человека из Петербурга, одет по последней моде, но почему-то задерживается в захолустной гостинице, не желает платить за проживание, да еще и заглядывает в тарелки в трактире. 

Бдительные помещики Бобчинский и Добчинский, первыми увидев незнакомца, немедленно доносят о его подозрительных действиях городничему. Тот, снедаемый опасением скорых проверок, без колебаний приходит к выводу, что перед ним ревизор, прибывший инкогнито. 

Убежденный в том, что перед ним не кто иной, как тайный инспектор, Антон Антонович спешит нанести визит в гостиницу, дабы расположить его к себе и избежать нежелательных последствий. Подозрения оправдываются, когда Хлестаков начинает бесцеремонно вмешиваться в дела города, не стесняясь в выражениях и демонстративно требуя особого к себе отношения.

Сравнительная характеристика персонажей 

Городничий и Хлестаков — два совершенно разных, но в то же время поразительно похожих героя. Они — типичные представители чиновничьего мира, наделенные всеми присущими этому обществу отрицательными качествами. Сравнительный анализ главного и второстепенного персонажей может быть выполнен под разным углом. К примеру, с точки зрения ключевых качеств и особенностей. Рассмотрим в виде таблицы: 

Характеристика Сквозник-Дмухановский Хлестаков
Внешность Опрятный, солидный, с благообразным выражением лица Молодой, франтоватый, со вздернутым носом и ершистыми бакенбардами
Характер Трусливый, подобострастный Хвастливый, самовлюбленный, легкомысленный
Социальное положение Уездный глава с 30-летним опытом Мелкий чиновник из Петербурга, мнящий себя важным лицом
Отношение к должности Занимает пост исключительно для собственной выгоды: берет взятки и злоупотребляет властью Использует мнимое положение в корыстных целях
Отношение к людям Свысока относится к подчиненным и горожанам, грубит и притесняет их Преклоняется перед знатными и богатыми людьми, льстит и подхалимствует

Также героев можно сравнить исходя из тех или иных особенностей личности: 

Черта характера Сквозник-Дмухановский Хлестаков
Лживость Лжет и лукавит для сохранения своего положения Обманывает ради выгоды
Корыстолюбие Беспокоится о карьере и прибыли Желает легкой наживы
Тщеславие Стремится к уважению и страху к своей персоне Хочет казаться важным и влиятельным
Лакейство Лицемерит ради сохранения власти Приспосабливается для мгновенной выгоды
Страх Боится разоблачения и наказания Опасается, что его обман раскроют, но быстро находит решение

Оба — лжецы и корыстолюбцы. Они прекрасно умеют приспосабливаться к обстоятельствам, действуя в своих интересах. Однако если Сквозник-Дмухановский заботится больше о карьере и положении, то Хлестаков ищет легкой наживы и временных выгод. 

Центральных персонажей объединяет общая неспособность видеть истинную картину мира, отсутствие идеала, жажда наживы и страх перед властью. Гоголь неслучайно сближает их в сцене первой встречи, демонстрируя, как легко пронырливый повеса обманывает городничего, понимая его опасения и жажду угодить. Автор показывает взаимодействие двух типичных образов, объединяющихся взаимной боязнью и лживостью. 

Оба героя олицетворяют неспособность видеть истинную картину, думать об общем благе. Гоголь сравнивает их, показывая сходство и отличие в их характерах. Старый чиновник боится за свою карьеру, молодой — за собственную шкуру. 

Что объединяет Хлестакова и городничего 

Персонажи — типичные представители чиновничьей среды, наделённые всеми свойственными этому миру отрицательными качествами: ложь, корыстолюбие, тщеславие. Оба активно используют их в собственных действиях, с готовностью обманывая и манипулируя ради достижения целей. 

Между персонажами есть еще нечто общее ни одного из них нельзя назвать порядочным человеком. Оба используют своё положение и окружающих людей в личных интересах, но с той разницей, что уездный глава делает это систематически на службе, а петербуржец лишь воспользовался случайным шансом. 

Однако суть остаётся прежней: оба пренебрежительно относятся к людям вокруг, неравнодушны к деньгам и считают, что любые средства для их добычи допустимы, при этом не желают трудиться честным путём. К примеру, оба принимают взятки: Антон Антонович в рамках своей должности, а Иван в виде подарков и денег

Цитатная характеристика героев 

Образы персонажей в комедии Гоголя «Ревизор» раскрываются не только через их действия, но и через яркие, запоминающиеся цитаты о них. Согласно описанию, которое дает автора в начале пьесы в разделе «Характеры и костюмы.

Замечания для господ актеров», — «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало».

Антон Антонович считается не просто важным служащим, но еще и очень хватким, на что ему открыто в письме указывает друг и кум Андрей Чмыхов:

«…ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки…». Но для Хлестакова он «глуп, как сивый мерин».

Ляпкин-Тяпкин тоже без особого энтузиазма отзывается о городничем, считая того недостойным генеральского звания:

«Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, до этого еще далека песня. Тут и почище тебя есть, а до сих пор еще не генералы».

Супруга городничего, Анна Андреевна с явным пренебрежением относится к мужу, не считая его светской личностью: «…ты простой человек, никогда не видел порядочных людей…». 

Аферист Хлестаков кажется полной противоположностью уездному главе:

«Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения». Его родители — помещики, владеющие целой деревней. При первой встрече с городничим Хлестаков упоминает об этом: «Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню».

Он производит на Антона Антоновича серьезное впечатление, кажется ему хитрым и расчетливым человеком: «О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться».

Сквозник-Дмухановский не подозревает, что на самом деле персона Хлестакова и выеденного яйца не стоит. Даже его собственный слуга отзывается о нем с очевидным пренебрежением:

«Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! … Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!».

Страх городничего 

Трепет перед вышестоящими и желание угодить им движут всеми действиями чиновника. Антон Антонович опасается ревизора и видит в Хлестакове именно его, хотя он не тот, за кого себя выдает. Этот страх за свою шкуру проявляется в высказываниях городничего:

«Дай только, боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску». 

Этот страх вполне резонен, ведь, как и многие чиновники уезда (тот же Земляника или Ляпкин-Тяпкин), Сквозник-Дмухановский не соответствует занимаемой должности. Узнав от Бобчинского и Добчинского, что в местной гостинице живет потенциальный ревизор, уездный глава думает про свой город, но вслух не озвучивает:

«Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! Поношенье!». 

Более того, он привык полагаться на волю судьбы. Когда Земляника предлагает ему «ехать парадом в гостиницу», городничий отвечает:

«Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось бог вынесет и теперь».

Хлестаков: хвастовство и ложь 

Пользуясь мнимой властью и страхом городничего, он беззастенчиво врет. Петербуржец рассказывает о своих якобы высоких должностях, дружбе с министрами и даже о том, что вдохновенно сочиняет произведения. 

В попытке произвести благоприятное впечатление на уездных чиновников, Иван беззастенчиво лжет о своем положении:

«Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: “Приходи, братец, обедать!”». 

Персонаж умудряется даже со знаменитым поэтом стать приятелями:

«Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: “Ну что, брат Пушкин?” — “Да так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то все…” Большой оригинал». 

Общий страх 

Несмотря на все различия, Сквозник-Дмухановского и Хлестакова объединяет одно чувство. Весьма показательны строки, описывающие встречу двух персонажей: «оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза». Глава уезда опасается разоблачения и наказания, поэтому, немного оправившись и протянув руки по швам, произносит: «Желаю здравствовать!». 

А Хлестаков боится ответственности и последствий своих действий, поэтому, когда городничий заявляет, что старается заботиться о проезжающих, реагирует пугливо и неуверенно. Сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко:

«Да что ж делать? Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни». Этот страх становится их уязвимостью и позволяет Гоголю высмеять пороки с особой силой. 

Приведенные цитаты не только раскрывают характеры героев, но и помогают понять главные темы произведения. Боязнь за свою должность, действия, ложь, лицемерие и взяточничество — вот пороки, которые писатель беспощадно высмеивает в комедии. 

Как автор относится к персонажам 

Николай Васильевич Гоголь, создавая образы двух ключевых героев пьесы, не просто рисует портреты типичных представителей чиновничьего мира. Он проводит глубокий анализ пороков и абсурда, царящих в обществе того времени. Гоголь обличает глупость и безнравственность чиновничества, их жажду власти и денег, неспособность думать об общем благе. 

Сравнительный анализ характеров двух персонажей позволяет понять, что оба героя действуют из страха. Городничий боится потерять должность, опасается наказания, и в ужасе от ревизора, которого видит в лице Хлестакова. Страх делает его податливым на обман, он верит в мнимую власть псевдопроверяющего, в «высокое положение». 

А Хлестаков боится ответственности за свои действия, последствий, которые видит в лице главы уезда, не понимая, что тот ему не враг, а жертва их общей ошибки. Его страх порождает хвастовство и ложь, принося ему неожиданную выгоду, и неспособность остановится в своем вранье.

Ключевое отличие городничего и Хлестакова в том, что первый — действующий чиновник, много лет находящийся на посту, а второй — апатичный, лишенный карьерных амбиций, — типичный представитель своего поколения, который проездом оказывается в городе. Сквозник-Дмухановский — скряга, Хлестаков — болтун, но их объединяет желание получить выгоду от своего положения. 

Гоголь не оправдывает главу уезда, но и не осуждает псевдоревизора. Он видит в них образ социума, боязни, лжи, корыстолюбия, отсутствие идеала, неспособность зреть в корень и думать о всеобщем благе. Гоголь не дает ответа, кто из персонажей главнее, он эффектно сопоставляет их. Не осуждает, а высмеивает.

В комедии «Ревизор» автор не дает оценку, он показывает действия чиновников и характеризует их поведение. Гоголь не называет конкретного главного героя, демонстрируя сюжет, в центре которого — страх, а весь диалог — обман. 

Подводя итог 

Встреча городничего и Хлестакова становится ярким эпизодом в пьесе, раскрывающим порочность и абсурдность чиновничьего мира XIX века. Эти два персонажа олицетворяют собой все негативные стороны бюрократии того времени, став символами коррупции, страха и невежества. 

Сравнительная характеристика городничего и Хлестакова показывает, как два разных по положению и внутреннему содержанию человека оказываются продуктом той среды, которая взращивает лжецов и лицемеров. Их первая встреча становится началом череды комедийных событий, разоблачающих всю сущность порочной системы. 

Гоголь, сатирически изображая своих героев, призывает читателя задуматься о пороках общества и человеческой природы, показывая, что изменение возможно только через осознание и исправление этих недостатков.

Наши рекомендации помогут вам в подготовке к сочинению, докладу, реферату, экзамену. На сайте «Пандика» вы найдете множество других тем по литературе и русскому языку.

Оставить ответ