Тема воспитания и образования в комедии «Недоросль»: значение, проблемы и актуальность

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» — это одно из значимых произведений русской литературы XVIII века. Это был переломный период, когда старые феодальные устои уже были непригодны для жизни. Но консервативное дворянство все еще поддерживало их, потому что было не готово отказаться от неактуальных ценностей и принять новые. 

В пьесе открываются актуальные вопросы того времени, среди которых особое место занимали проблемы образования и воспитания. Фонвизин критически раскрыл недостатки системы и показал, к чему может привести неправильный подход к воспитанию. В статье мы подробно рассмотрим эти вопросы.

obrazovanie-nedoroslya-v-komedii-fonfizina

Центральная тема произведения

Пьеса написана по всем правилам популярного тогда направления в литературе «классицизм». Комедия Фонвизина — сборник анекдотичных случаев, которые отчетливо показывают степень безграмотности дворянского сословия. Благодаря этому, мы видим, что в основу сюжета легли проблемы образования и воспитания, которые были характерны для того времени.

Автор дает нам рассказ-рассуждение, где раскрывается тема становления одного молодого человека. Митрофанушка — дворянин, единственный сын в семье помещиков Простаковых, на которого родители возлагали много надежд. Но, несмотря на все «старания» матери и отца, он оказывается недорослем. А в VIII веке так называли юношей, которые не получили письменного удостоверения о пройденном обучении.

Что такое воспитание и какова его цель в комедии «Недоросль» 

В глобальном смысле воспитание — это процесс формирования личности, обусловленный взаимодействием человека с окружающей его социокультурной средой. Оно включает в себя передачу знаний, ценностей, норм поведения и моральных установок между поколениями. 

Воспитание способствует развитию личности, формированию характера, интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Важную роль играют семья, образовательные учреждения, общество и культура.

В комедии «Недоросль» автор поднимает проблему: как именно семейные ценности влияют на воспитание человека.

Мы видим, как мать Митрофана, госпожа Простакова, считает, что в образовании нет никакого смысла. Поэтому закономерно равнодушно, а в некоторых моментах даже негативно, относился к этому и ее сын. Ведь именно мать стала главным воспитателем Митрофана, поскольку отец семейства не принимал участия в этих делах и его не волновало будущее своего чада. Однако то, чему учила сына Простакова, не содействовало развитию нравственного начала у молодого человека. По своей человеческой натуре женщина была врожденным тираном, из-за чего близкие побаивались ее и постоянно врали.

В пьесе мы видим, что в формировании отрицательных качеств в характере Митрофана во многом виновата именно мать. От нее юноше передались такие пороки, как заносчивость, хамство, жестокость, тщеславие, надменность, жадность и, конечно, невежество. Поскольку безграмотность в ее роду считалась признаком настоящего дворянского происхождения, мать тоже избаловала свое чадо, не осознавая, что этим еще сильнее калечила его психику и губила любые положительные стороны личности. 

Даже учителя, которых наняла госпожа Простакова, не смогли дать молодому человеку ни должных знаний, ни достойного примера поведения, потому что и сами были такими же невеждами, как Митрофан. 

В финале произведения мы наблюдаем, с какой легкостью сын, зная, что он у матери один, отказывается от нее. А все потому, что Простакова не понимала, что «душила» его своей любовью. Это еще раз подтверждает отсутствие хотя бы малейших представлений о принципах воспитания у всех членов этой семьи.

Образование в комедии «Недоросль» 

На протяжении всей пьесы автор передает читателю сообщение, что человек должен быть грамотным. Но образование — понятие обширное и включает в себя не только усвоение учебных программ, но и развитие критического мышления, творческого подхода к решению задач, социальных и коммуникативных навыков. Обучение способствует личностному росту и формированию важных для жизни знаний.

Недостаточно просто заниматься с преподавателем. Нужно, чтобы люди сами хотели учиться и жаждали получать знания.

Денис Иванович Фонвизин показывает читателю, как к Митрофану регулярно приходят разные педагоги, но умнее и образованнее юноша не становится. Молодой человек не испытывает нужды в получении новой информации, его вполне устраивает текущее положение дел. 

Большое влияние на Митрофана оказали сами учителя, вышедшие из крепостных. По задумке Фонвизина, они не имели никакого багажа знаний и не были людьми образованными, а их уроки носили исключительно формальный характер. Кратко об этих персонажах:

  • Кутейкин, учитель грамоты — дьячок низшего разряда, который в свое время бросил семинарию, потому что испугался «заумных» наук. Показан в комедии трусливым, злым и необразованным человеком.
  • Цыфиркин, учитель арифметики — сержант в отставке, который отслужил 20 лет в армии и в качестве подработки помогает безграмотным, не умеющим считать чиновникам. Честный и добродушный, но необразованный человек, который за два года не смог ничему научить Митрофана.
  • Вральман, преподаватель французского — бывший кучер Стародума, бездеятельный и хитрый человек. Получает большие деньги за уроки с сыном Простаковых, но по факту не научил его ни единому слову. Льстит родителям юноши, которые и сами гордятся отсутствием образованности, считая, что не обязательно хорошо учиться и много знать, чтобы быть богатым и знатным человеком. 

Это неразвитые люди, которых волнуют только деньги. Они не могут поддержать разговор с умным человеком, но при этом пытаются дать Митрофану хоть какие-то минимальные знания «для галочки», чтобы он мог выбиться в люди.

Домашнее образование Митрофана не принесло никаких результатов. Каждый из преподавателей стремился быстрее получить плату за уроки, нежели сфокусироваться на образовательном процессе и обучении ленивого недоросля. 

Как решается проблема воспитания в произведении 

В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин отчетливо подсвечивает пороки дворянского общества тех времен. Через описание комичных ситуаций и характеры героев он открыто насмехается над способами просвещения, которые выбирали тогда помещики. 

Читатель делает для себя вывод, как не стоит воспитывать своих детей, ведь в глобальном смысле тема не теряет актуальность и в наши дни.

Семья Простаковых в произведении — обобщенный образ безграмотного и невежественного сословия, для которых профанация в порядке вещей. Чтобы показать разницу, в противовес автор показывает нам Стародума, дядюшку Софьи. Это добрый, независимый и благородный человек — герой-резонер, который полностью транслирует мысли Фонвизина о нравственности, важности воспитания и образования. 

Писатель не просто показывает нам общественные пороки, но и демонстрирует, как можно их преодолеть через методы воспитания Стародума. Он заботится о своей племяннице-сироте в соответствии с принципами нравственности, чести, достоинства, благородства.

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» заключается не только в том, что страдает внутренняя система Простаковых, где на протяжении многих лет члены семьи передают уже неактуальные в современном обществе идеи. Дело еще и в том, что «Недоросль» — своеобразное зеркало социальной жизни России тех времен. Народ боялся впустить новые веяния и тем самым лишиться привычного уклада жизни. Фонвизин хотел, чтобы читатель смог разделить его мысли и поддержал непростой этап в развитии российского общества. 

Что главнее: воспитание или образование 

В комедии Фонвизина мы видим, что эти понятия нельзя разделять, так как это два важных аспекта, которые имеют большое значение в формировании личности и влияют  друг на друга. 

Воспитание помогает развить нравственные принципы, эмоциональный интеллект, уверенность в себе и самодисциплину. Оно учит принимать обоснованные решения, быть ответственным и уважительным к окружающим. 

Образование развивает когнитивные способности, умение мыслить критически и аналитически, приобретать знания и навыки, которые помогают человеку стать успешным и самодостаточным в своей профессиональной сфере. 

В идеале хорошее воспитание и образование должны идти в тандеме и дополнять друг друга.

Важно не ставить одно выше другого, а стремиться к сбалансированному подходу, учитывающему как умственное, так и нравственное, эмоциональное и социальное развитие личности.

Почему «Недоросль» называют комедией воспитания 

Произведение демонстрирует читателю ироническое отношение автора к образованию молодежи в российском обществе того времени. Фонвизин критикует недостатки и призывает к изменениям в этой сфере.

Основная идея пьесы — вопрос истинного воспитания. Автор показывает, что нужно уделять внимание развитию не только ума, но и нравственных качеств человека. Лишь в этом случае можно добиться формирования гармоничной личности, способной к полноценной жизни в обществе.

Фонвизин приводит аргументы и показывает, что только умение принимать решения, проявлять моральные принципы и уважение к другим людям позволяют достичь счастья в жизни.

Таким образом, комедия Фонвизина не только смешная и занимательная, но и наполнена глубоким смыслом о важности воспитания нравственных качеств у молодого поколения. На протяжении многих лет это становится темой для сочинений и конспектов в школах и университетах, поскольку воспитание и образование остается актуальной проблемой и по сей день.

Надеемся, что наша статья поможет вам ответить на экзамене, написать полное сочинение или участвовать в школьной дискуссии на тему образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».

 

Title: Проблема воспитания в комедии «Недоросль»: роль образование и критика системы

H1: Тема воспитания и образования в комедии «Недоросль»: значение, проблемы и актуальность


Description: Что такое истинное воспитание человека в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Какова его цель. Как решается проблема образования.

 

Оставить ответ