Цыфиркин из комедии «Недоросль»: речевая характеристика, биография, образ героя

В пьесе Дениса Ивановича Фонвизина значительное внимание уделяется учителям главного героя — Митрофана. Один из них — преподаватель математики Цыфиркин. Его образ подчеркивает конфликт произведения — столкновение двух социальных миров. С одной стороны — невежественные, жестокие помещики Простаковы и Скотинин, а с другой — те, кто разделяет идеалы просвещения, справедливости и добра — Правдин, Софья, Милон.

Характеристика Цыфиркина из комедии «Недоросль» имеет важное значение в раскрытии сатирического замысла всей пьесы — обличение отрицательных сторон жизни общества в России времен крепостного права. Фонвизин использует образ учителя для критики не только образовательной системы, но и общественных норм. В этой статье рассмотрим, кто он такой: биография, характер, роль в пьесе, а также его отношение к окружающим. Этот материал поможет ученику 8 класса лучше продумать и структурировать свое сочинение или доклад по литературе.

opisanie-cyfirkina

Образ Цыфиркина

Фонвизин в произведении показывает нам человека с военной выправкой и жизненными принципами. Автор создает портрет героя через его манеры поведения и краткие реплики персонажей.

Будучи отставным воякой, Цыфиркин отличается крепким телосложением. Сам о себе говорит: «…Один десятерых уберу!..». А во время беседы с другим учителем Митрофана Адамом Вральманом Цыфиркин ударяет его по плечу, на что тот восклицает: «Ой! ой! шелесны лапы!» (железные лапы). 

Такие фразы подчеркивают его грубоватость и физическую силу. 

Цыфиркин — отставной сержант, прослуживший в армии более 20 лет. Это обстоятельство формирует его личность и подход к обучению. За годы службы он привык к строгой дисциплине и жестким методам. Однако в гражданской жизни его военные привычки и авторитарный стиль преподавания не находят отклика у Митрофанушки, который не проявляет интереса к знаниям. Цыфиркин не может найти с ним общего языка. 

Это усиливает трагичность его положения: с одной стороны, он добросовестно относится к своим обязанностям, с другой — его методы и знания недостаточны для полноценного преподавания. Его опыт в армии не дает необходимых навыков, что делает его работу неэффективной и даже вредной.

Характер героя

Имя персонажа в пьесе не упоминается, известно только отчество — Пафнутьич. Однако фамилия у него говорящая — автор употребляет ее в уменьшительно-ласкательной форме. Слово «цыфирка» указывает на поверхностные знания в математике и низкий уровень образования. 

Персонаж изображен как добродушный человек, но это не компенсирует невежества и неспособности учить других. Он не может передать знания, не понимает даже основ преподавания. Осознает свою беспомощность, что вызывает в нем не столько огорчение, сколько смирение перед собственным невежеством. Однако его искренность делают его симпатичным для окружающих, несмотря на его профессиональную непригодность.

Как Цыфиркин относится к людям

Учитель демонстрирует явное пренебрежение к Митрофанушке, считая его глупым и недостойным своих усилий. Отношение к сыну Простаковой отражает его общее презрение к богачам. Цыфиркин считает, что они должны помогать менее обеспеченным людям, и это негодование негативно влияет на его отношение к окружающим. 

Сложности усиливаются тем, что Цыфиркин прошел трудный жизненный путь, но его принципы не находят применения за пределами казармы. Поведение персонажа в целом подчеркивает его внутренние противоречия и неумение справиться с собственными разочарованиями в жизни. 

Речевая и цитатная характеристика

Речь персонажа носит отпечаток его военного прошлого. В диалоге с Милоном можно услышать рассказ Цыфиркина о его нынешней жизни и принципах, что подчеркивает его прямолинейный и честный характер: 

«…Малу толику арихметике маракую, так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел. Не всякому открыл Господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь; праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну, и то правда, человек на человека не приходит».

Его язык насыщен выражениями и фразами, которые вносят комический элемент в его образ. Эти особенности речи подчеркивают его несоответствие роли преподавателя. 

Цыфиркин сам себя считает честным и скромным человеком. Он заявляет, что Митрофан ничего не перенял у него в учебе, и отказывается брать деньги за свои уроки: 

«Цыфиркин. Не возьму ничего. Он ничего не перенял.

Стародум. Да тем не меньше тебе заплатить надобно.

Цыфиркин. Не за что. Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму.

Стародум. Вот прямо добрый человек!».

Цыфиркин трудолюбивый и не отличается корыстью. Но простота и доброта еще не делают его хорошим учителем. Он — невежественный, неспособный преподаватель. 

Цыфиркин недолюбливает своего ленивого ученика Митрофана и в диалоге с Кутейкиным не скрывает мнения по этому поводу: 

«Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски…»

При этом он терпит от ребенка оскорбления. Во время очередного урока происходит разговор, который ярко демонстрирует уровень интеллекта Митрофана, и отношение к этому самого Цыфиркина: 

Цыфиркин очинивает грифель.

«Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть…

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова (работая). Ах, господи боже мой! Уж ребенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородно? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!».

Цыфиркин использует простые и грубоватые обороты речи, которые выражают его прямолинейность и неспособность к тонкой педагогической работе. Более того, такое общение лишь усиливают конфликт, создавая непонимание и раздражение с обеих сторон. 

Цыфиркин знает арифметику, но, чтобы быть настоящим учителем этого мало. В диалоге с Правдиным Стародум говорит об общем кризисе образования: 

«… Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин».

Какую роль играет герой в пьесе

Цыфиркин в комедии Фонвизина служит ярким инструментом сатиры на систему образования и воспитания того времени. Его образ символизирует ситуацию, где некомпетентные люди получают возможность обучать молодое поколение. 

Будучи отставным солдатом, персонаж вызывает симпатию из-за своей честности, простоты и усердия. Однако Фонвизин использует его образ не для того, чтобы изобразить положительного героя, а чтобы подчеркнуть кризис в российском образовании XVIII века. Вместо профессиональных педагогов, для обучения молодых дворян нанимали отставных солдат, которые не могли воспитать интеллектуально развитую личность.

Образ Цыфиркина помогает раскрыть ключевые темы пьесы, такие как невежество, коррупция и социальная несправедливость. Он отражает не только индивидуальные недостатки, но и системные проблемы общества, показывая, как низкий уровень профессионализма может влиять на образование и воспитание молодежи.

Заключение

Учитель Цыфиркин — двоякий персонаж. С одной стороны, он кажется неплохим человеком: честный, простой, немного неуклюжий отставной офицер. С другой — невежественный и малообразованный. Его образ имеет важное значение: через него Фонвизин критикует образовательную систему и общественные порядки своего времени.

Персонаж позволяет глубже понять проблемы, затронутые в произведении, и оценить сатирическую направленность комедии. Он служит примером того, как недостаток образования и профессионализма может негативно повлиять на воспитание и развитие будущих поколений.

 

Метатеги для SEO-продвижения:

Тitle: Характеристика Цыфиркина из комедии «Недоросль»: описание и образ, отношение к людям, значение имени

Н1: Цыфиркин из комедии «Недоросль»: речевая характеристика, биография, образ героя

Description: Описание Цыфиркина из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Биография и характер персонажа. Речевая характеристика. Его отношение к людям. Роль занимаемая в пьесе.

Оставить ответ