Комедию Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» изучают по школьной программе в 8 классе. Один из второстепенных, но значимых персонажей пьесы — Еремеевна. Ее образ помогает лучше понять характеры главных героев, особенно Простаковой и Митрофана.
Характеристика Еремеевны включает как положительные черты, такие как любовь, забота и преданность, так и отрицательные: слепая покорность и готовность к участию в безнравственных поступках. Рассмотрим подробно ее место в сюжете, чтобы понять, как она влияет на развитие событий в комедии.
Описание героини
Еремеевна — крепостная крестьянка семьи Простаковых, которая служит им более сорока лет. Женщина привыкла к тяжелой работе и подчинению. Но несмотря на свою многолетнюю преданную службу, не имеет особых привилегий или приличной платы.
Может показаться, что Еремеевне далеко за 70 лет. Но на самом деле, скорее всего, она примерно одного возраста с Простаковой. Известно, что мать Митрофана — женщина средних лет, поэтому можно предположить, что ей около сорока.
В XVIII веке детей крепостных крестьян привлекали к работе с малолетства. Поэтому, вероятно, что Еремеевне около 45 лет.
Кем приходилась Митрофану Еремеевна
Еремеевна — няня для Митрофана. Она не просто присматривает за ним, защищает, обеспечивает комфорт, но и готова выполнять все его прихоти.
Однако забота и внимание Еремеевны не принесли пользы Митрофану. Ее слепая преданность и постоянные попытки угодить своему воспитаннику, сделали его грубым и ленивым. Несмотря на то что Еремеевна искренне привязана к Митрофану, ее роль в его жизни оказалась скорее отрицательной.
Через образ няни Фонвизин показывает последствия заботы без должного воспитания. Это приводит не к развитию добродетелей, а к полному отсутствию дисциплины и уважения к окружающим.
Характер Еремеевны
В произведении о персонаже складывается впечатление как о доброй, но слабой женщине, которая не может пойти поперек воли своих господ. Главная ее черта — безоговорочная преданность Митрофану, несмотря на его безразличие и грубость. Она слепо выполняет все прихоти хозяев, иногда даже против своей совести. Когда госпожа Простакова приказывает похитить Софью, Еремеевна соглашается участвовать в этом, хотя понимает, что поступает неправильно.
Эта сцена ярко демонстрирует внутреннюю борьбу героини. Ее отрицательные черты заключаются в неспособности к самостоятельному суждению, отсутствию сочувствия по отношению к Софье. С другой стороны, преданность Еремеевны и желание заботиться о Митрофане можно было бы назвать положительными качествами. Но, в силу своей невежественности, она не понимает, что ее помощь может причинить вред.
Еремеевна — пример подневольной крестьянки, которая, несмотря на свою доброту и преданность, оказывается соучастницей неблаговидных поступков. В этом проявляется ее трагическая судьба: она могла бы быть положительным героем, но в силу обстоятельств и характера все складывается иначе.
Цитатная и речевая характеристика
Речь Еремеевны проста, даже примитивна. В ней присутствуют бранные слова и поговорки, что подчеркивает необразованность и крестьянское происхождение. Однако и сами Простаковы не образованы, поэтому о просвещении подневольных крестьян в то время никто не заботился.
К примеру, когда Простакова спрашивает, где один из учителей Митрофана Адам Адамыч Вральман, Еремеевна отзывается о нем так:
«Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка! Задушил, проклятый, табачищем. Такой греховодник».
Разговор Еремеевны с учителями Митрофана наглядно демонстрирует жестокое и безразличное отношение Простаковых к няне. Ее слезы говорят о том, что ей обидно, хотя она и дальше готова терпеть унижения:
Кутейкин. Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная. Пойдем-ка за трапезу, да с горя выпей сперва чарку…
Цыфиркин. А там другую, вот те и умноженье.
Еремеевна (в слезах). Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же…
Кутейкин. А велика ль благостыня?
Еремеевна. По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день.
Кутейкин и Цыфиркин отводят ее под руки.
Цыфиркин. Смекнем же за столом, что тебе доходу в круглый год.
Несмотря на многолетнюю службу и преданность семье, няня не имеет каких-либо привилегий. Более того, Простакова и даже Митрофан часто оскорбляют ее:
Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле…
Еремеевна (заплакав). Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно.
И без колебаний поднимают на нее руку:
Еремеевна. Да поучись хоть немножечко.
Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему. («дать таску» — бить кого-то, таская за волосы).
Несмотря на унижения, няня проявляют любовь и заботу по отношению к барскому сыну — старается для него:
Г-жа Простакова. …Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Няня зовет барского сына ласково «дитем», а не по имени, несмотря на то, что Митрофану уже 15 лет. Она рьяно защищает его, когда Скотинин нападает на того за то, что недоросль хочет жениться:
Скотинин (бросаясь на Митрофана). Ох ты чушка проклятая!..
Правдин (не допуская Скотинина). Господин Скотинин! Рукам воли не давай.
Митрофан. Мамушка, заслони меня!
Еремеевна (заслоня Митрофана, остервенясь и подняв кулаки). Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю.
Скотинин (задрожав и грозя, отходит). Я вас доеду!
Еремеевна (задрожав, вслед). У меня и свои зацепы востры!
Один из ключевых моментов в характеристике Еремеевны — сцена, когда Милон спасает Софью. Офицеру приходится буквально отрывать женщину от девушки, так как она вцепляется в нее с отчаянной силой. После этого няня в страхе восклицает: «Пропала моя головушка!».
Еремеевна боится не последствий со стороны закона, а гнева Простаковой, поскольку не смогла выполнить ее приказ. Это демонстрирует не преданность, а глубоко укорененное, рабское чувство зависимости от своих хозяев.
Роль Еремеевны в комедии «Недоросль»
С одной стороны, Еремеевна — символ рабского подчинения. Это наглядно демонстрирует, как крепостное право уничтожало человеческое достоинство. А, с другой, она помогает раскрыть характер Митрофана, Простаковой и остальных героев. Бесконечно верная и безропотная Еремеевна, по сути, взрастила в барском сыне бесчувственность и лень.
Ее поступки показывают, почему она не может быть положительным героем: из-за беспрекословного подчинения господам, даже если это противоречит ее внутренним убеждениям. Это также отражает трагизм ее положения. В комедии Фонвизина няня Митрофана становится примером человека, действующего не по своей воле, а по приказу, даже если это может навредить другим людям.