Характеристика Кутейкина в комедии «Недоросль»: значение фамилии, особенности речи и афоризмы героя

Характеристика Кутейкина из комедии «Недоросль» помогает понять, почему бывают плохие учителя. Одновременно это сатира на необразованных церковных служителей, которые брались за наставничество подрастающего поколения, но сами не обладали нужными знаниями. Через характеристику этого персонажа Фонвизин ставит вопрос: может ли человек, который сам не слишком образован, дать знания другому.

opisanie-kutejkinawebp

Биография Кутейкина

В советское время при анализе «Недоросля» часто писали, будто Фонвизин высмеивает класс священнослужителей в целом, но это не так. Драматург был верующим человеком, как и все его современники. 

Однако Кутейкин — не священник, а дьяк, то есть бывший семинарист, не сумевший получить должного церковного образования. А ведь в XVIII веке священники были лучшими гуманитариями. Они обязаны были знать в совершенстве церковнославянский язык, древнегреческий, латынь, изучали историю, философию и другие науки. Это требовалось для толкования Священного Писания. 

Дьяк Кутейкин не смог осилить «утонченные и странные науки», а бросил учебу после трех классов семинарии. Фактически он, такой же «недоросль», только уже взрослый. «Дьячок от Покрова», — так называет его госпожа Простакова.

Читателю так и остается неизвестным имя Кутейкина. У него есть только фамилия и отчество — Сидорыч, которое произносится на простонародный, крестьянский манер. Это неслучайно: в XVIII веке уважительно, полностью выговаривая отчество, обращались только к людям, которые этого заслуживали. Если бы Кутейкина, например, называли «Иваном Сидоровичем», то среди говорящих имен пьесы это бы означало, что он разумный, образованный человек, которого уважают. Простонародное «Сидорыч» указывает не столько на социальный статус, сколько на отношение. Все вокруг понимают, что церковник-недоучка — далеко не лучший преподаватель для Митрофана, но жадная Простакова не хочет нанимать дорогих квалифицированных педагогов.

О подробностях биографии этого эпизодического персонажа известно немногое — только то, что он недоучка. Зарабатывает мало, беден — в пьесе есть эпизод, где персонаж подсчитывает деньги за сношенную обувь. Можно истолковать это как жадность. Но Кутейкин стеснен в средствах. Потому что не ездил, а ходил пешком. Подрабатывает учителем не от хорошей жизни. Конечно, как и все случайные люди в профессии, он не может быть полезен — сложного подростка ничему не учит.

Характер персонажа

В комедии «Недоросль» все характеры упрощены. Это касается даже главных героев — все-таки речь идет о сатирическом произведении, которое высмеивало типичные нравы современников. Эпизодический Кутейкин — это довольно простой образ, без какой-либо глубины. В первую очередь, он — невежда. В семинарии нахватался «по верхам», из-за чего постоянно разговаривает, как будто на старославянском языке:

«Дому владыке мир и многая лета с чады и домочадцы», — с этой фразы начинается появление персонажа. 

Поскольку в пьесе акцент делается не только на слова, но и на внешний вид, то Кутейкин появляется с Часословом — это церковная книга молитв, которые читаются каждый день, но в ней нет литургий. Это тоже указывает на ограниченные познания персонажа даже в своем предмете.

Между тем он старается выглядеть более образованным, чем на самом деле. На вопрос Правдина:

«Не из ученых ли?», — торопливо отвечает: «Из ученых, ваше высокородие!». Правда, потом обнаруживает себя: «…убоялся бездны премудрости».

То есть, Кутейкин завышает свои заслуги — на самом деле его знания ограничены.

Это трусливый человек, старающийся угодить тем, кто платит ему деньги. Он пресмыкается перед самодурствующей барыней Простаковой, при этом боится даже попросить у нее плату за обучение. «От всего отступаюсь», — говорит он, когда Правдин предлагает потребовать деньги напрямую у взбалмошной госпожи.

У него нет никакого желания учить Митрофана. Кутейкин — типаж человека, который работает исключительно ради денег и «спустя рукава». Воспитывая недоросля, он повторяет бессмысленную фразу:

«Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей».

Это цитата из 21 Псалма, которая говорит о смирении и о том, что люди должны вверять себя воле Господа, а не предаваться гордыне. Но вместо того, чтобы объяснить смысл Митрофану, и сам Кутейкин, и его нерадивый ученик просто бездумно записывают текст псалма.

Не чужды ему и определенные грехи: курит, выпивает, даже Еремеевне советует:

«Да с горя выпей сперва чарку».

При этом он незлой человек — той же старухе искренне сочувствует:

«Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная».

Отношения Кутейкина с окружающими

Если кратко: все прекрасно понимают, что Кутейкин — не лучший преподаватель. Дьячок уже больше четырех лет учит Митрофанушку, практически с нулевым результатом. Впрочем, поскольку у других наставников достижения не лучше, Кутейкин в общении с Цыфиркиным честно признается:

«Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам».

Почему Простакова продолжает приглашать дьячка? Потому что при Екатерине II приходящие надомные учителя для детей и подростков были, с одной стороны, практически обязательны, а с другой — демонстрировали статус семьи. Простакова презирает Кутейкина, как и остальных учителей, ведь он в ее глазах — холоп, слуга. 

Коллеги невысокого о нем мнения, как и он о них. Можно сказать, что тут царит полная гармония. Использование характеристик от положительных героев тоже дает понимание персонажа.

Что высмеивает автор образом Кутейкина

Сатирическая комедия «Недоросль» показывает различные аспекты воспитания и жизни современников Фонвизина. Главный упор делался на то, что невежественные взрослые, вместо того, чтобы дать ребенку реальное образование, создают видимость. А сами дети, не приученные интересоваться знаниями, превращаются вот в таких «митрофанушек»: имя персонажа пьесы давно стало нарицательным.

Другие герои тоже воплощают различные пороки и проблемы общества. Кутейкин — это типичный недоучка, который, не имея сам должной подготовки, берется за преподавание. Все детали образа — от речевой характеристики, в которой смешиваются слова из церковнославянского языка с просторечием, до мелочности — считает каждую копейку, работают на одно: показать, что подобные люди не имеют права браться за обучение детей и подростков.

«Попы без образования», которые шли преподавать, были очень распространены в XVIII веке. Таких дьячков с одним-двумя классами семинарии насчитывалось немало, они не имели права проводить службы, только оставались фактически подсобными рабочими при церкви. Но вместо того, чтобы завершить церковное образование, они старались подработать приходящими учителями на волне всеобщей моды.

Это выглядит очень современно. Достаточно заглянуть в интернет, как на нас обрушивается реклама курсов, которые обещают за неделю научить говорить по-английски, сразу всем языкам программирования, выдать какой-нибудь «липовый» диплом. И все, разумеется, на дому — в формате удаленного обучения. Стоит ли говорить, что после этих курсов выходят очередные современные кутейкины? Поведение и планы таких людей остались прежними, как и в рассказе.

Значение фамилии Кутейкина

В пьесе у всех персонажей говорящие фамилии. Смысл очень простой — как у математика Цыфиркина (от «цифра»), а иногда — немного сложнее. Фамилия Кутейкина, скорее всего, образована от «кутья». Это церковное блюдо, которое чаще всего употребляется как поминальная трапеза. Есть и второй вариант — от слова «кутить». Автор намекает, чем именно занимался персонаж, вместо того, чтобы изучать церковную премудрость. Имена в сатирических произведениях и должны характеризовать героев, подчеркивать черты личности.

Цитаты Кутейкина из комедии «Недоросль»

«…убоялся бездны премудрости, просит от нея об увольнении», — Кутейкин говорит о том, что он необразован, так и не смог обучиться.

«Меня хоть теперь шелепами, лишь бы выю грешничу путем накостылять», — тот самый пример сочетания «высокого штиля» (выя) с простонародным «накостылять», отражает также злость Кутейкина на бездарного ученика, краткое описание дает представление об особенности взаимоотношений.

«Нет, милостивый господин, мой счетец зело не мал. За полгода за ученье, за обувь, что истаскал в три года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому, за…», — считает каждую копейку за обучение.

«Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная. Пойдем-ка за трапезу, да с горя выпей сперва чарку…», — с одной стороны, сочувствует няньке, с другой — предлагает сомнительный способ улучшить настроение алкоголем. Тоже сниженная лексика, вместе с возвышенной.

Другие персонажи о Кутейкине

«Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?», — говорит Стародум в беседе с Правдиным.

«Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина», — отвечает Староум Простаковой, когда она предлагает ему посмотреть, как выучен Митрофанушка.

Критика образа Кутейкина

Пьеса обрела много поклонников за счет афоризмов и точных отображений современности, а также образов, которые не устаревают. Но многие критики отмечали, что Кутейкин — не лучший типаж, потому что выписан слишком примитивно и даже грубовато. Например:

«…комизм Кутейкина, весь построенный на пародировании библейских терминов и текстов, — неприятный и ненадежный комический прием, едва ли кого забавить способный. <…> здесь Фонвизин не шутил ни над предками, ни над текстами, а только по-своему обличал людей, злоупотребляющих теми и другими».

В. О. Ключевский, книга «Д. И. Фонвизин», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.

Другие отмечали, что Митрофанушка не так уж виноват в своем невежестве, раз у него такие наставники:

«Состав учителей … таков, что не мог внушить ему уважения ни к науке, ни к ее представителям. … малодобросовестный и невежественный Кутейкин: вот печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки. <…> было бы необычайным чудом, если бы, при подобных условиях, он хотя чему-нибудь научился».

В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.

Цитатный материал показывает: персонаж не самый однозначный. Но, как и другие образы, остается актуальным и сегодня. 

Будем рады, если наш анализ поможет вам создать качественное сочинение, подготовить интересный доклад о персонаже «Недоросля» или удачно прокомментировать сообщение своего одноклассника.

Оставить ответ