В комедии Фонвизина «Недоросль» каждый герой становится зеркалом определенного недостатка или социальной проблемы. Через искусство преувеличения, автор заставляет читателя смеяться не только над действующими лицами, но и над собой.
Героями произведения стали разные социальные слои населения: государственные мужи, дворяне, слуги, помещики, самозваные учителя. На протяжении комедии Фонвизин высмеивает, иронизирует и осуждает общественные пороки. Каждый читатель должен вынести урок, который может быть применен в жизни.
Против чего направлена сатира
Социальные пороки XVIII века становятся объектом сатиры произведения. Фонвизин высмеивает недостатки образовательной системы, где вместо настоящего обучения царит формализм и поверхностность. Яркий пример — история Митрофанушки. Молодой дворянин, несмотря на свое происхождение, является невеждой и лентяем, человеком, не способным к самостоятельной жизни. Он не хочет взрослеть, брать ответственность за себя. Автор представляет его типичным недорослем, полным капризов и амбиций, но не имеющим конкретных заслуг или достижений.
Кроме того, Фонвизин поднимает проблему крепостного права. Например, слуги Еремеевна и Тришка, хоть и находятся на низкой социальной ступени, более рассудительны и воспитаны, чем госпожа Простакова и ее муж. Пустота и лицемерие аристократии подвергаются критике со стороны автора. Фонвизин заставляет читателей задуматься о смысле и цели собственной жизни.
Способы создания сатирических персонажей
Чтобы привлечь внимание читателей к определенным чертам героев, автор использует разные методы их изображения. Рассмотрим особенности этих приемов.
Говорящие фамилии
Автор использует этот литературный прием, чтобы раскрыть черты характера героев, подчеркнуть нравственные пороки персонажей и высмеять поведение. Благодаря говорящим фамилиям Фонвизин подчеркивает комичность ситуаций и делает образы действующих лиц более запоминающимися.
Одним из главных героев пьесы является Скотинин. Это помещик, который во всем ищет свою выгоду. Писатель дает ему говорящую фамилию, чтобы показать его невежество, жестокость и грубость.
Правдин — полная противоположность Скотинину, умный и образованный человек. Старается бороться за справедливость и пытается подсветить недостатки других героев.
Терентий Простаков — настоящий простак, который ограничен в словах, поступках и мыслях, который стал тенью своей властной жены.
Софья — девушка образованная и интеллигентная, чье имя в переводе с греческого означает «мудрость». Страдает от разлуки с любимым, но никому не показывает своих чувств.
Стародум — дядя Софьи. Честный и просвещенный человек. Его фамилия говорит о том, что он ценит правду и справедливость.
Речевые характеристики
Чтобы показать характер героев, автор включает в пьесу диалоги, которые позволяют лучше узнать персонажей. Рассмотрим некоторые примеры.
Речь госпожи Простаковой наполнена грубыми и бранными словами. В ее разговоре часто преобладают просторечия: изволишь, письмецо, плоше, застращать. В своем развитии барыня недалеко ушла от низшего класса — крестьян. В речи Простаковой присутствуют обрывистые фразы, вопросительные и восклицательные предложения.
В разговоре Митрофанушки прослеживается глупость, необразованность, инфантильность. Использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, упрощает фразы, коверкает слова «Мамушка, заслони меня!» — восклицает он во 2 действии. Трудно представить, что это говорит пятнадцатилетний молодой человек.
Речевая характеристика Стародума ярко дополняет его образ. Человек воспитанный, мудрый и порядочный. В его репликах присутствуют правильные грамматические конструкции, сложные предложения. Например:
«…решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро…»
Правдин — справедливый наместник, вежливый и обходительный. Автор показывает это в его речевой характеристике:
«…Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны…» — несмотря на грубость Простаковой, Правдин не поддается на провокации и ведет себя сдержанно.
Сравнение отрицательных персонажей с животными
Через сопоставление с животными, автор добавляет ироничности произведению. Благодаря этому приему, писатель раскрывает характеры героев. Вот несколько примеров:
Брат госпожи Простаковой Скотинин обожает свиней:
«Люблю свиней, сестрица», «Нет, мне нравится не девчонка… И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота».
Образ животного помогает раскрыть внутренний мир Скотинина. Фонвизин показывает, что персонаж глуп, необразован, с маленьким кругозором.
Его сестра — Простакова, принадлежащая роду Скотининых, также недалеко ушла от брата. Она грубая, лицемерная и безжалостная женщина. Простакова жестоко обращается со своими крепостными, не стесняясь в выражениях «…я холопям потакать не намерена…» Ей не знакомо чувство милосердия и уважения к другим.
Сравнения отрицательных персонажей с животными в пьесе помогают показать негативные черты героев: эгоизм, глупость, необразованность.
Смешные ситуации
Фонвизин иронично описывает госпожу Простакову и ее сына. Чтобы подчеркнуть невежество Митрофанушки, он включает в комедию смешную сцену с обжорством. В первом действии матушка переживает, что Митрофан за ужином почти не ел.
Всего-то три ломтика солонины, пять или шесть подовых, кувшин квасу, а за завтраком — пять булочек.
Кроме этого, комичная ситуация происходит, когда Митрофан рассказывает свой сон. Он делится, что матушка сильно била батюшку. При этом юноше жалко мать, а не отца. Митрофан переживал, что она устала, пока стучала по нему кулаками.
Другая ироническая история случается, когда Простакова отчитывает слугу за плохо сшитый кафтан Митрофану. Её нисколько не смущает, что Тришка не портной. В этой сцене муж податливо потакает жене.
Почему острие сатиры Фонвизина направлена против недоросля
Главный объект сатиры — Митрофанушка. Автор видит в нем высокомерного, глупого и легкомысленного человека, который не привык трудиться. Единственное, что он хочет — поскорее жениться. Митрофанушка — собирательный образ дворянина XVIII века.
Фонвизин обращается к теме недорослей, потому что это частое явление того времени. Молодые люди не могут взять на себя ответственность за свои поступки и жить самостоятельно. Фонвизин был насмешливым сатириком, поэтому использовал эту тему, чтобы обличить пороки русского общества.
Какие недостатки персонажей выделяет автор
Главный источник юмора в комедии — человеческие пороки. Рассмотрим, на какие недостатки героев пьесы указывает Фонвизин.
Митрофанушка
Главный герой ленив, мечтателен и неспособен к самостоятельной жизни. Его недостатки заключаются в его незрелости, отсутствии целеустремленности и низком интеллекте. Он ничего не создает и прячется за юбку своей матушки.
Госпожа Простакова
Не знает социальных норм и правил поведения высшего общества, что приводит к частым комичным ситуациям. Кроме этого, она жестокая и бесчеловечная. Это хорошо отслеживается в моментах отношения к слугам и учителям Митрофана.
Скотинин
Автор дает ему роль слабого, боязливого и недовольного человека, который неспособен принимать решения самостоятельно. Он легко поддается влиянию других людей.
Господин Простаков
Глупый человек, который находится «под каблуком» у жены. Не имеет своего мнения и беспрекословно подчиняется приказам супруги.
Примеры юмора в недоросли
Автор постоянно смеется над глупостью героев. Например, возьмем отрывок, где Госпожа Простакова хочет выставить сына умным, образованным молодым человеком и просит проверить его знания, чтобы заполучить завидную невесту. Но Митрофанушка в очередной раз показывает свою глупость:
«Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо».
Комизм ситуации в том, что матушка недалеко ушла от Митрофана. Она сообщает окружающим, что география — это наука для бедных. Поэтому сыну ее знать не нужно. Извозчик и так довезет Митрофана, куда он скажет.
Почему пьеса «Недоросль» — это сатира
Сатира — это проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и общества в целом.
Фонвизин создал интересную и поучительную историю. Он поднимает актуальную проблему, которая дает возможность читателю задуматься о своей жизни и через смех увидеть недостатки других людей. Может быть, местами узнать себя и измениться.